Святой Себастьян (картина Антонелло да Мессины)



«Святой Себастьян» — картина Антонелло да Мессины, изображающая святого Себастьяна. Хранится в Галерее старых мастеров в Дрездене.

История

Посещение художником Венеции в 1475—1476 годах традиционно считается поворотным моментом в истории живописи города — Джорджо Вазари считает, что он познакомил Венецию с масляной живописью. Антонелло да Мессина написал две алтарные картины для венецианских церквей, одну для церкви Сан-Кассиано, а другую, частью которой когда-то был «Святой Себастьян», для алтаря Скуола Сан-Рокко в церкви Сан-Джулиано. Считается, что картина написана в Венеции в 1476 году, но, возможно, она была написана после возвращения художника на Сицилию осенью того же года. Существует предположение, что Святой Себастьян изначально был частью триптиха. Предположительно на центральной панели был изображен святой Рох, покровитель больных чумой и холерой. Эта панель могла быть повреждена обрушившейся крышей церкви Сан-Джулиано в 1556 году, что привело к её замене деревянной статуей того же святого. В описании алтаря от 1581 года Франческо Сансовино пишет, что алтарь состоял из деревянной статуи святого Роха, окружённой расписными панелями с изображениями святого Христофора и святого Себастьяна. Сансовино пишет, что Святого Христофора написал сам Антонелло, а панель со Святым Себастьяном — Пино да Мессина (то есть его сын Якобелло или «Якопино», который занял место в мастерской в Мессине после смерти отца и, как говорят, завершил алтарь до того, как он был перемещён в церковь). Историки искусства в целом признали авторство Антонелло да Мессино в картине со Святым Себастьяном. Статуя и картина со Святым Христофором ныне утрачены.

После того как алтарь вынесли из церкви Сан-Джулиано около 1581 года, «Святой Себастьян» появляется в 1654 году в описи коллекции Томаса Говарда, где автором назван Антонелло да Мессина. Затем картина перешла по наследству к его сыну, Уильяму Говарду, который продал её в 1662 году Францу и Бернхардту фон Имстенрэрдт для их кёльнской коллекции. Её авторство было приписано Джованни Беллини. Следующим владельцем картины становится епископ Карл фон Лихтенштейн, купивший её в 1670 году и поместивший её в своем дворце в Кромержиже в Моравии. Картина была продана на аукционе в 1830 году и попала в коллекцию Хуссиана в Вене в 1869 году, а затем в коллекцию И. Криста Эндриса, у которого в 1873 году она была куплена Королевской галереей в Дрездене, где она и хранится до сих пор. Джозеф Арчер Кроу и Джованни Баттиста Кавальказелле приписывают авторство картины Антонелло да Мессине.

В 2006 году картина экспонировалась в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Описание

На картине доминирует вертикальная фигура святого, что указывает на заметное влияние Пьеро делла Франческа.

На переднем плане, близко к зрителю, занимая почти всю высоту полотна, стоит монументальное тело святого Себастьяна, одетое в простое холщовое нижнее бельё, прикреплённое к стволу мёртвого дерева, чьи корни выходят из тротуара и которое делит пространство пополам снизу вверх. Руки святого связаны за спиной вёревкой, которая ниспадает на землю за деревом. Его голова слегка наклонена влево. Его губы приоткрыты, взгляд устремлён в левый верхний угол панели.

Позади святого — городской пейзаж, напоминающий Венецию. Действие происходит в центре кампо, итальянской площади. Тротуар вымощен плиткой, чередующей квадратные и круглые геометрические узоры, красного и белого цвета, которые приводят взгляд зрителя к точке, расположенной очень низко.

Архитектурные детали (дымоходы, колонны и монументальные здания), окружающие фигуру святого, выдают типичный венецианский стиль (вдохновлённый некоторыми работами Андреа Мантеньи).

Городская атмосфера наполнена спокойствием и безмятежностью. Персонажи, кажется, игнорируют сцену пыток, происходящую на переднем плане, как будто Себастьян гарантировал своей мученической смертью мир и спокойствие города под ярко-синим небом, цвет которого со временем тускнеет.

Фигуры, расположенные позади Святого Себастьяна, идеализированным образом воссоздают обобщённый портрет венецианского общества второй половины XV века.

Между Себастьяном и портиком пять фигур, разделённых на три группы. Солдат слева лежит на земле, дремлет, его шлем и копьё брошены рядом.

Справа разговаривают два солдата. Тот, что впереди, носит кольчугу, которая сверкает на солнце, и вооружён копьём с раздвоенным наконечником и кинжалом, на поясе за спиной. Другой, позади, указывает пальцем на спящего солдата, возможно, осуждая его поведение. Их одежда играет на эффектах контрастов и вариаций цветов (красный, чёрный и синий) и форм их головных уборов.

Слева, под галереей, ведущей от дворца к портику, женщина в синем платье держит на руках младенца, обхватившего её за шею.

За правой колонной портика беседуют двое мужчин, по головным уборам которых можно предположить, что это греческие учёные, прибывшие, в Венецианскую республику после падения Константинополя в 1453 году.

Двухэтажное здание, слева от святого, напоминает элегантные венецианские дворцы. Можно заметить небольшую статую в нише над дверью, решетчатые окна, цветочные горшки, украшающие балконы (в частности, горшок с лилиями, подрезанный кустарник и синий горшок с гвоздиками). Зубчатая крыша также имеет две типичные для города дымовые трубы в виде перевёрнутого усечённого конуса.

Упавшая на землю древняя колонна на переднем плане символизирует раннюю, безвременную смерть.