Строительное образование



Строительное образование — профессиональное образование в строительной отрасли, включает начальное, среднее и высшее профессиональное образование.

История

В Древней Руси профессиональные строительные навыки передавались при непосредственной работе ученика, подмастерья в составе артели. Распространению умений способствовало то, что строительство зданий по природе своей было коллективным. Первыми профессиональными руководителями строек были десятники, производители работ, архитекторы. С появлением сначала эмпирических, а затем научно обоснованных методов расчёта, конструирования и строительства стали возникать профессиональные учебные заведения. Для низшего и среднего звена управления в России организовывались школы десятников по строительному делу, а также курсы по подготовке техников-строителей. Во Франции первое строительное училище было основано в 1740 году архитектором Блонделем.

Одним из первых высших учебных заведений в области строительства и инженерного дела вообще был Петербургский государственный университет путей сообщения, основанный в 1809 году. Он готовил специалистов по проектированию, строительству и эксплуатации дорожных, а также гидротехнических сооружений. Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет был основан в 1832 году под названием «Училище гражданских инженеров» и является старейшим в России среди специализированных вузов строительного профиля. Крупнейшим среди строительных вузов России является Московский государственный строительный университет, основанный в 1921 году и подготовивший свыше 90 тысяч инженеров.

Международная ассоциация строительных вузов (АСВ) объединяет 142 вуза России и стран СНГ.

На протяжении многих лет основными уровнями квалификации специалистов в области строительства были техник-строитель (с трехлетним сроком обучения в средних специальных учебных заведениях) и инженер-строитель (с пятилетним сроком обучения в высших учебных заведениях). В связи с присоединением России к Болонскому процессу высшее строительное образование переходит на двухуровневую систему бакалавр-магистр с 4 и 6 годами обучения соответственно. При этом в учебных планах каждого цикла образования (см. ниже) выделяется базовая часть (обязательная для всех вузов), вариативная часть (устанавливаемая вузом) и дисциплины по выбору студента.

Начальное образование

Среднее образование

Новый перечень направлений подготовки предусмотрен Министерством образования и науки РФ для среднего образования.:

Перечень может быть изменен при формировании Федеральных государственных образовательных стандартов.

Высшее образование

Для студентов, принятых в вузы до введения новых государственных образовательных стандартов, действует перечень направлений подготовки, который включает для бакалавров специальности:

  • 270100 Строительство (бакалавр техники и технологии)
  • 270300 Архитектура (бакалавр архитектуры)
  • 270400 Градостроительство (бакалавр градостроительства)

для магистров:

  • 270100 Строительство (магистр техники и технологии)
  • 270300 Архитектура (магистр архитектуры)
  • 270400 Градостроительство (магистр градостроительства)

для дипломированных специалистов (инженеров):

  • 270101 Механическое оборудование и технологические комплексы предприятий строительных материалов, изделий и конструкций
  • 270102 Промышленное и гражданское строительство
  • 270104 Гидротехническое строительство
  • 270105 Городское строительство и хозяйство
  • 270106 Производство строительных материалов, изделий и конструкций
  • 270109 Теплогазоснабжение и вентиляция
  • 270112 Водоснабжение и водоотведение
  • 270113 Механизация и автоматизация строительства
  • 270114 Проектирование зданий (инженер-архитектор)
  • 270115 Экспертиза и управление недвижимостью
  • 270201 Мосты и транспортные тоннели (инженер путей сообщения)
  • 270204 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство (инженер путей сообщения)
  • 270205 Автомобильные дороги и аэродромы
  • 270301 Архитектура (архитектор)
  • 270302 Дизайн архитектурной среды (архитектор-дизайнер)
  • 270303 Реставрация и реконструкция архитектурного наследия (архитектор-реставратор)

К родственным инженерным специальностям, которые могут быть получены в некоторых строительных вузах и на факультетах, относятся:

  • 080502 Экономика и управление на предприятии (экономист-менеджер)
  • 080507 Менеджмент организации (менеджер)
  • 080801 Прикладная информатика (информатик в строительстве)
  • 120301 Землеустройство
  • 120302 Земельный кадастр
  • 120303 Городской кадастр
  • 130501 Проектирование, строительство и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ
  • 130601 Морские нефтегазовые сооружения
  • 190205 Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование
  • 230401 Прикладная математика (инженер-математик)
  • 280103 Защита в чрезвычайных ситуациях
  • 280202 Инженерная защита окружающей среды и др.

В 2010 году действует также перечень направлений подготовки, по которым проводятся вступительные испытания творческой направленности. В этот перечень входят:

  • 270114 Проектирование зданий
  • 270301 Архитектура
  • 270302 Дизайн архитектурной среды
  • 270303 Реставрация и реконструкция архитектурного наследия
  • 270400 Градостроительство.

В соответствии с новым Перечнем направлений подготовки высшего профессионального образования для квалификации (степени) «бакалавр» предусмотрено два направления в области архитектуры и строительства:

  • 270100 Архитектура
  • 270800 Строительство,

а для квалификации (степени) магистр — три направления:

  • 270100 Архитектура
  • 270800 Строительство
  • 271000 Градостроительство.

Впоследствии был утвержден перечень направлений, по которым в виде исключения присваивается степень «специалист», а не бакалавр или магистр. В него вошли:

  • 271101 Строительство уникальных зданий и сооружений
  • 271501 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей
  • 271502 Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей.

Приведённые перечни могут изменяться при формировании Федеральных государственных образовательных стандартов.

Выпускники строительных вузов в соответствии с образовательными программами могут вести проектно-конструкторскую, организационно-управленческую, инженерно-консультационную, производственно-технологическую и научно-исследовательскую деятельность. В учебных планах по строительному образованию выделяются гуманитарный (социально-экономический) цикл, математический и естественно-научный цикл, общепрофессиональный и специальный циклы дисциплин.

Например, к базовой части профессиональных дисциплин для обучения бакалавра техники и технологии в строительстве относят начертательную геометрию, инженерную графику, инженерную геодезию, инженерную геологию, материаловедение, сопротивление материалов, механику грунтов, электротехнику, безопасность жизнедеятельности, метрологию, архитектуру и др. К специальным дисциплинам в зависимости от профиля обучения могут быть отнесены железобетонные конструкции, металлические конструкции, основания и фундаменты, технология строительного производства, организация строительства, правовые и экономические дисциплины и т. д.

Следует отметить, что в Российской Федерации отсутствие профильного высшего или среднего специального образования не является формальным препятствием для занятия должности специалиста или руководящей должности в строительстве (в отличие от врача, юриста и некоторых других профессий). В то же время наличие профильного образования у специалистов проектно-изыскательских и строительных организаций является важным условием для получения последними допуска к работам, влияющим на безопасность объектов строительства.

По специальности 270114 (2914) «Проектирование зданий» присваивается квалификация «инженер-архитектор». Специальность, объединяющая и инженера, и архитектора появилась еще до середины XX в. Подготовка таких специалистов традиционно велась в проектных мастерских как «чистыми» архитекторами, так и инженерами, руководителями строительных организаций.