Ирредентизм

04.01.2022


Ирредентизм (от итал. irredento — «неискуплённый», «неосвобождённый») — политика государства, партии или политического движения по объединению народа, нации, этноса в рамках единого государства. Выражается в этнической мобилизации, при которой поднимается вопрос о воссоединении территории, на которой проживает ирредента, с титульным государством, в котором их этнос составляет большинство.

Первоначально ирредентизмом именовалось националистическое движение в Италии в конце XIX — начале XX века, направленное на присоединение к Италии приграничных территорий Австро-Венгрии с итальянским населением — Триеста, Трентино и других.

Американский исследователь Дж. Брейли считает ирредентизм частной формой национализма.

Примеры

Ирредентистские идеи часто появлялись у разных народов. Вот некоторые из них:

  • Русский ирредентизм
  • Великая Украина
  • Великая Болгария
  • Великая идея (Греция)
  • Великая Сербия
  • Великий Хорасан
  • Великий Иран
  • Великая Финляндия
  • Великая Румыния
  • Великая Хорватия
  • Великая Албания
  • Великая Армения
  • Естественные границы Франции
  • Великие Нидерланды
  • Великая Венгрия
  • Великая Македония
  • Объединённая Словения
  • Великая Сирия
  • Великий Йемен
  • Объединённая Ирландия
  • Большая Италия
  • Великий Израиль
  • Великое Марокко
  • Объединённая Бенгалия
  • Югославский ирредентизм

История

В 1878 году Менотти Гарибальди основал союз Ирредента (итал. irredenta, «неискуплённая»), выступавший за присоединение к Итальянскому королевству пограничных территорий Австро-Венгрии с итальянским населением — Триеста, Трентино и др. — и положивший начало итальянскому ирредентистскому движению.

В настоящее время термином ирредента обозначают часть этноса, составляющую меньшинство населения в пределах данного государства, но компактно проживающую в непосредственной близости к государству, в котором близкий или идентичный ей народ составляет большинство. Географическая близость и компактность проживания отличают ирреденту от диаспоры. Но, как и диаспоры, ирреденты пытаются создавать сеть социальных институтов для поддержания и развития как своей собственной общности, так и её связей с соседними большинством и/или другими ирредентами. При этом ирреденты обычно болезненно воспринимают любые посягательства правительства большинства на свои права, так как считают себя автохтонными жителями территории, которую они занимают. Если случаи дискриминации принимают систематический характер, в среде ирредент возникает течение за воссоединение с территорией этнического большинства — ирредентизм (понятие историческая родина по отношению к последней здесь не всегда применимо из-за перекройки границ, оккупаций, депортаций, ассимиляций и т. д.).

Процесс

Ирредентизм может быть инициирован как политически активными членами самих ирредент, так и экспансионистски или реваншистски настроенными представителями титульной нации в государстве большинства. Методы борьбы за воссоединение могут носить различный характер и не всегда оканчиваются успешно. В случае поражения часть ирреденты может выбрать путь репатриации. Следует отметить, что далеко не все ирреденты склонны поддерживать идею воссоединения земли, на которой они проживают, с землёй их титульного государства по экономическим и другим причинам.