Дзиута



Дзиута (яп. 地歌/地唄) — жанр камерной японской музыки, исполняемый на сямисэне в качестве аккомпанемента к представлениям дзёрури и танцам. Название буквально означает «местные песни». Дзиута входит в обязательный репертуар гейш, они же составляют основную часть специалистов этого жанра в Киото; также его исполняют на большой сцене в других городах Кансая и в Токио.

Дзиута изначально был камерным жанром, он исполняется тихо, в медленном темпе и без ударных инструментов. В вокальных партиях всегда много мелизмов.

До периода Мэйдзи изучать дзиуту могли только слепые члены гильдий по системе иэмото, сохраняющейся в японском искусстве до сих пор; в XXI веке этому жанру обучают в Токийском университете искусств. Гейши изучают дзиуту в специализированном учреждении «кэмбан» или «кабурэндзё». Из-за системы иэмото заимствование из других жанров ограничено (к примеру, исполнители дзиуты никогда не используют даже выкриков жанра нагаута). Исключение — музыка камерных трио санкёку, которую часто исполняли те же люди, что и дзиуту.

Сямисэн

Сямисэн попал в Японию в XVI веке из независимого тогда государства Рюкю; рюкюская разновидность, именуемая сансин, меньшего размера и обтянута змеиной кожей. Первыми заметили сямисэн музыканты, игравшие на биве, они адаптировали сямисэн для себя, увеличив его корпус, а также заменив труднодоступную змеиную кожу на кошачью.

Толщина грифа сямисэна для исполнения дзиуты средняя между толстым «сямисэном гидаю» и тонким нагаута-сямисэном. Исполнители дзиуты тщательно избегают влияния театральной школы игры на сямисэне: динамичные мелодии не ценятся, лучшим считается ясный звук интересного тембра; при игре профессионалы дзиуты никогда не задевают плектром корпус, как делают музыканты, играющие в жанре эдо-нагаута.

Используется плектр большого размера «цуяма-бати» (яп. 津山撥). В отличие от остальных жанров музыки для сямисэна (кроме санкёку), плектр для игры в жанре дзиута сделан не из слоновой кости или дерева, покрытого слоновой костью, а из черепашьего панциря или рога буйвола. К нижнему порожку сямисэна исполнители иногда подвешивают небольшие грузики, чтобы уменьшить вибрацию.

История

Первым жанром камерной музыки для сямисэна был кансайский сямисэн-кумиута, позже он влился в дзиуту. Самый ранний сборник, в котором имеются произведения-дзиута, «Сосновые иглы» (яп. 松の葉 мацу но ха), был опубликован в 1703 году. Ввиду государственных ограничений на работу музыкантов все первые профессиональные исполнители дзиуты были слепыми мужчинами из гильдии Тодо-дза. Система гильдий была ликвидирована в 1871 году правительством Мэйдзи, после чего дзиуту стали исполнять все желающие. В период Тайсё дзиута пережил всплеск популярности. Последние новые произведения в жанре дзиута были созданы в начале XIX века, после этого возросшая популярность кото затмила дзиуту.

Разновидности

Вокальной партии в дзиуте может аккомпанировать один или несколько сямисэнов, также к ним может добавляться кото; кроме того, встречается аккомпанемент санкёку, состоящий из сямисэна, кото и сякухати либо кокю. Выбор инструментов зависит от поджанра дзиуты: тэгото-моно и нескольким хаута аккомпанируют сямисэн с кото или санкёку, остальные жанры требуют использования исключительно голоса и сямисэна. Музыку жанра дзиута также исполняют в школе кото «Икута-рю», там роль сямисэна исполняет кото.

«Сямисэн-кумиута» (яп. 三味線組歌) — старейший и крупнейший вид дзиуты; самое раннее известное произведение-кумиута — рюкю-гуми (яп. 琉球組 рю:кю:гуми) авторства Исимуры Кэнгё (яп. 石村検校, ?—1642) или Савадзуми Кэнгё (яп. 沢住検校).

Произведения этой разновидности дзиуты состоят из многочисленных коротких стихотворений, часто не связанных ни темой, ни мелодией. Начинающие музыканты, планировавшие специализацию в дзиуте, изучали произведения этого вида в определённом порядке от простых к сложным, однако данная практика в XXI веке не используется. Сохранилось две школы: Янагава в Киото и Ногава в Осаке.

Камигата-нагаута (яп. 上方長歌) — разновидность дзиуты, произошедшая от кумиуты в 1600-х годах, также ранее использовалась при обучении будущих специалистов жанра дзиута. Произведения камигата-нагаута содержат строфы одного стихотворения, зачастую длинного, а не отдельные стихи, как кумиута.

Термин камигата-ута (яп. 上方歌) имеет несколько значений: отдельный от дзиуты вокально-инструментальный жанр; разновидность дзиуты; зонтичный термин для обозначения нескольких жанров, включая дзиуту, нагауту, хауту, коуту, гидаю и другие.

Хаута (яп. 端唄) — короткие произведения, не относящиеся ни к кумиуте, ни к нагауте, в которых голос играет более важную роль, чем музыкальный инструмент. Изначально термин означал все произведения, не вошедшие в два классических вида. Наибольшая популярность хауты пришлась на первую треть XVIII века. Впоследствии некоторые произведения этого вида превратились в танцевальную музыку для традиционного танца. Многие знаменитые произведения хаута создал композитор Минэдзаки Кото.

Тэгото-моно (яп. 手事物, тэ — рука; гото — дело, вещь; моно — предмет, вещь) — самый распространённый вид дзиуты, содержащий инструментальные части между вокально-инструментальными фрагментами. Формирование тэгото-моно завершилось в 1790-х годах при активном участии Минэдзаки Кото, в первой трети XIX века в Киото возник вариант тэгото-моно «вопрос-ответ» (яп. 掛け合い какэаи).

Сибаи-ута (яп. 芝居唄) — вид, на который повлияла кансайская музыка театра кабуки, утаи-моно (яп. 唄い物) — произведения, слова или темы которых взяты из театра но. Обе разновидности развивали слепые музыканты. Дзёрури-моно (яп. 浄瑠璃もの) — аналогичный вид, произведения которого взяты из театра марионеток дзёрури. Характерные произведения юмористического вида саку-моно (яп. 作もの) зачастую имитируют звуки, издаваемые животными.