515-й истребительный авиационный полк



515-й истребительный авиационный Померанский ордена Богдана Хмельницкого полк — воинская часть вооружённых СССР в Великой Отечественной войне.

История

Сформирован 6 июня 1941 года как 12-й истребительный авиационный полк, переименован в 515-й истребительный авиационный полк 20 сентября 1941 года.

В составе действующей армии с 5 июля 1941 по 28 июля 1941 как 12-й истребительный авиационный полк, с 1 октября 1941 по 18 февраля 1942, с 5 мая 1942 по 7 сентября 1942, со 2 января 1943 по 15 апреля 1943, с 10 июля 1943 по 6 декабря 1943, с 7 июля 1944 по 7 сентября 1944 и с 21 ноября 1944 по 9 мая 1945 года.

С 5 по 28 июля 1941 года, имея на вооружении самолёты И-16 и И-153, действовал в составе 38-й истребительной авиационной дивизии на Западном фронте, отчитался о 15 сбитых самолётах противника.

В июле выведен в тыл в 8-й запасной истребительный полк (Багай-Барановка, Саратовская область) на переучивание и укомплектование истребителями Як-1. В конце сентября 1941 года, будучи уже 515-м полком, вылетел на рубеж Волхова, где вошёл в состав 2-й резервной авиагруппы и с 1 октября 1941 по 5 февраля 1942 действует в ходе в Тихвинских оборонительной и наступательной операций, Любанской операции. За это время отчитался об уничтожении 21 самолёта противника, 974 боевых вылетах, 53 воздушных боях и 68 штурмовках.

В феврале 1942 года убыл на переформирование и укомплектование снова в 8-й запасной истребительный полк. С 15 мая 1942 года вновь приступил к боевой работе с аэродрома Старый Оскол, в составе 206-й истребительной авиационной дивизии, сначала в составе Брянского фронта, с 30 мая 1942 года в составе Юго-Западного фронта, действует в частности в районе Лозовая, с 18 июля 1942 года в составе Сталинградского фронта. В августе 1942 года базируется на центральном аэродроме Сталинграда. 9 сентября 1942 года убыл в тыл на переформирование в Новосибирск. За этот период полк отчитался о 37 сбитых самолётах противника.

В первые дни января 1943 года, имея в составе наряду с Як-1 и Як-7, поступил на Воронежский фронт, где с 15 января 1943 по 10 апреля 1943 года с аэродрома Бутурлиновка ведёт боевую деятельность, отчитался о 20 сбитых самолётах противника и 15 апреля 1943 года убыл в 6-й запасной истребительный полк (Рассказово, Тамбовская область).

Вновь поступил на передовую с началом Курской битвы и до декабря 1943 года действует в составе Степного (с октября 1943 2-го Украинского) фронта. За этот период отчитался о 66 сбитых самолётах. В августе 1943 года базируется юго - западнее Белгорода, действует в районах Харькова, Мерефы, Полтавы, Богодухова. Осенью 1943 года прикрывает плацдармы на Днепре между Днепропетровском и Днепродзержинском.

В декабре 1943 года убыл с фронта, с мая 1944 года базируется в Кировограде. Вновь начал боевую деятельность только с 18 июля 1944 года на 1-м Белорусском фронте, будучи перевооружённым на Як-9Т. В ходе Люблин-Брестской операции прикрывает с воздуха форсирование наземными войсками Западного Буга, Вислы, прикрывает Магнушевский плацдарм, участвует в освобождении Люблина. В период до 21 августа 1944 года сбил 38 самолётов противника. На август 1944 года базируется на аэродроме Подлюдовка севернее Люблина. С сентября по конец ноября 1944 года находится в резерве.

Приступил к боям с началом Висло-Одерской операции с 16 января 1945 года наряду с Як-9 имея на вооружении и Як-3. В январе 1945 года базировался на аэродроме Шрода близ Познани. Действует, в частности, над городами Хелм, Лодзь. В феврале-марте 1945 года прикрывает наземные войска в ходе Восточно-Померанской операции, действуя в частности над городами Штеттин, Альтдамм. Так, 28 февраля 1945 года прикрывает массированный удар штурмовиков 724-го штурмового полка по аэродрому Финовфурт.

С 16 апреля 1945 года полк ведёт боевые действия в ходе Берлинский операции. 28 апреля 1945 года полк, практически под огнём, перебазировался на берлинский аэродром Темпельхоф., откуда и совершил свои последние вылеты в ходе войны. С января по май 1945 года отчитался о 52 сбитых самолётах противника.

Последним заданием полка стало сопровождение 8 мая 1945 года самолётов с английской, американской и французской военными делегациями, летевших в Берлин с аэродрома Стендаль для подписания акта капитуляции Германии, а также самолёт на котором летел Вильгельм Кейтель

Полк был расформирован только в августе 1989 года. На тот момент он находился в Венгрии в/ч 49712, аэродром Текель., на вооружении полка состояли МиГ-29. Ранее, в 1952-57гг. базировался на аэродроме Николаев (по другим данным - Херсон), ОдВО, на МиГ-29 перевооружался с МиГ-21бис

Подчинение

Командиры

  • 1942 — 08.09.42: майор Баранов Степан Викентьевич,
  • 09.09.42 — 15.11.42 (врио): капитан Костюченко Михаил Исаакович,
  • 15.11.42 — 1943: майор Максимов Фёдор Иванович,
  • 03.04.43 — 05.45: подполковник Громов, Георгий Васильевич


Награды и наименования

Отличившиеся воины полка