Скриб, Эжен



Огюстен Эжен Скриб (фр. Augustin Eugène Scribe; 25 декабря 1791, Париж — 21 февраля 1861, Париж) — французский драматург, специализировавшийся на комедиях и водевилях, либреттист.

Биография

Родился в Париже в семье торговца шёлком, который дал сыну хорошее образование, предполагая, что тот станет юристом. Эжен обучался в Коллеже Сен-Барбе, с тем чтобы впоследствии начать изучать право. Но вместо юридической карьеры увлёкся театром и уже в 18 лет начал писать свои первые пьесы, которые впрочем не имели успеха и остались незамечены.

Лишь в 1815 году его комедия под названием «Ночь гвардейцев», написанная в соавторстве, наконец-то завоевала внимание и считается началом успешной карьеры драматурга.

Скриб является одним из самых плодовитых французских авторов и одним из самых плодовитых либреттистов. Им написано почти пятьсот произведений: комедии, водевили, драмы, либретто к операм и балетам. Он также публикует романы, которые, однако, не так успешны, как его драматические произведения. Часто работал с соавторами (Мельвилем, Эрнестом Легуве, Жаном Франсуа Байяром). Некоторые произведения оказались однодневками, хотя многие до сих пор остаются в репертуаре мировых театров.

Эжен Скриб известен совершенством фабулы и проработки своих пьес, ставших на протяжении десятков лет основой репертуара многих театров, прежде всего французской Гранд Опера, и либреттистом многих самых успешных опер.

Являясь одним из самых популярных драматургов XIX века не только во Франции, но и во всём мире, Скриб изобрел тип пьесы, который покорил публику безупречной драматической конструкцией. В своих комедиях он, как правило, начинает с незаметного инцидента, который постепенно приобретает первостепенную значимость через серию последовательных логичных эпизодов. Не случайно название его пьесы «Стакан воды» стало нарицательным, как мелочь, способная изменить ход истории.

В 1834 году Скриб избран во Французскую академию на место Антуана Арно. Впоследствии он проголосовал против допуска Виктора Гюго, который не был избран до 1841 года.

Эжен Скриб жил в Мёдоне, в Шато Монталь.

Похоронен на кладбище Пер-Лашез.

Пьесы Эжена Скриба, оперы и балеты по его либретто шли во многих мировых театрах, были сняты десятки фильмов.

Произведения Эжена Скриба переведены почти на все языки мира. На русский язык переведено около 130 пьес Скриба и около 20 оперных либретто.

В России прежде всего известен по пьесе «Стакан воды», поставленной на сцене Малого театра, и последующей теле- и киноэкранизации.

Произведения

Пьесы и проза

  • «Сомнамбула», 1819
  • «Адриана Лекуврёр», 1849, в соавторстве с Легуве
  • «Бубновый король». Рассказ
  • «Валерия, или Слепая». Комедия
  • «Вся беда, что плохо объяснились». Комедия
  • «Графиня поселянка, или Медовый месяц». Комедия
  • «Женские войны». Комедия
  • «Денежный брак», 1828
  • «Жюдита, или Ложа в оперном театре», Рассказ
  • «Камилла, или Брат и сестра»
  • «Лорнет, или Правда глаза колет». Фантастический водевиль
  • «Мальвина, или Брак по склонности», 1828
  • «Мечты любви». Комедия, (в соавторстве с де Бьевиллем)
  • «Незнакомка». Повесть
  • «Неутешные». Комедия
  • «Ничто не ново под луной». Комедия-водевиль
  • «Обезьяна и кот» («Бертран и Ратон. Искусство интриги»). Комедия
  • «Пикильо Алльиага, или Мавры при Филиппе Третьем». Роман
  • «Превращение, или Нет ничего невозможного»
  • «Пуф». Комедия
  • «Стакан воды» (Le verre d’eau, ou les effets et les causes, 1840)
  • «Таинственная красавица». Повесть
  • «Цена жизни». Рассказ
  • «Цепь», 1841
  • «Чердак артистов». Комедия-водевиль
  • «Женские войны», 1851
  • «Feu Lionel», 1858
  • «La camaraderie, ou la courte échelle» («Товарищи, или Дружеская помощь (Товарищество, или Лестница славы/Искусство карьеры)».), 1837
  • «Первый президент», водевиль, 1832
  • «Les contes de la reine de Navarre», 1851 (В русском переводе известна под названием «Тайны мадридского двора»)
  • «Сказочные пальцы», 1858
  • «Моя звезда», 1854

Либретто

Оперные

Скриб успешно трудился как либреттист.

  • автор либретто к операм Мейербера:
    • «Роберт-Дьявол»
    • «Гугеноты»
    • «Африканка» (во время работы над этим либретто Скриб скончался)
  • к операм Д. Ф. Э. Обера:
    • «Фра-Дьяволо»
    • «Немая из Портичи»
    • «Маркиза де Бренвилье»
  • к операм Верди:
    • «Сицилийская вечерня»
    • «Бал-маскарад»
  • к опере Доницетти «Дон Себастьян»
  • к опере Фроманталя Галеви «Жидовка»
  • к опере Буальдьё «La Dame blanche»
  • к опере Россини «Граф Ори»
  • к опере Оффенбаха «Кошка, превращённая в женщину» (фр., в соавторстве с Мельвилем)
  • к опере Армана Лимнандера де Нивенгове «Ивонна» (1859)

Кроме того, другими авторами на основе его пьес были написаны либретто к следующим операм:

  • «Адриана Лекуврёр» Франческо Чилеа
  • «Сомнамбула» Беллини
  • «Любовный напиток» Доницетти
  • «Бал-маскарад» Верди (опера была переведена на итальянский язык и доработана)
  • «Двойная лестница» Амбруаза Тома

Балетные либретто

  • «Сомнамбула» (на основе одноимённой пьесы 1819 года), балет Жан-Пьера Омера на музыку Фердинана Герольда. Премьера состоялась 19 сентября 1827 года на сцене театра Ле Пелетье, главные партии исполнили Полина Монтесю, Амели Легалуа и Фердинанд.
  • «Вольер», балет Терезы Эльслер на музыку Казимира Жида. Премьера состоялась 5 мая 1838 года на сцене театра Ле Пелетье, главные партии исполнили Фанни Эльслер, Тереза Эльслер и Жозеф Мазилье.
  • «Тарантул», балет Жана Коралли на музыку Казимира Жида. Премьера состоялась 24 июня 1839 года на сцене театра Ле Пелетье, главные партии исполнили Фанни Эльслер, Жозеф Мазилье и Ипполит Барре.

Фильмография

  • Немая из Портичи, режиссёр Филлипс Смолли и Лоис Вебер (1916, по мотивам одноименной оперы)
  • Сказочные руки, режиссёр Рудольф Бибрах (Германия, 1917, по пьесе)
  • Бал-маскарад в постановке Альфреда Дези (Австро-Венгрия, 1917, по мотивам оперы)
  • «Каламни», режиссёр Морис Марио (Франция, 1918, по пьесе «Каламни»)
  • Жюйв, режиссёр Луиза Колм и Якоб Флек (Австро-Венгрия, 1918, по мотивам оперы «Жюйв»)
  • Адриана Лекуврёр, режиссёр Уго Фалена (Италия, 1919, по одноименной пьесе)
  • Жена, которая бросилась в окно, режиссёр Джан Бистолфи (Италия, 1920 г., по пьесе «Не волнуйся, как ты делаешь»)
  • Волшебные пальцы, режиссёр Нино Джаннини [it] (Италия, 1921, по одноименной пьесе)
  • Немая из Портичи, режиссёр Артур Гюнсбург [Германия] (Германия, 1922, по мотивам одноимённой оперы)
  • Стакан воды, режиссёр Людвиг Бергер (Германия, 1923, по мотивам одноименной пьесы)
  • Лица любви, режиссёр Кармин Галлоне (Италия, 1924, по пьесе Адриенны Лекуврёр)
  • Немая из Порчи, режиссёр Телемако Руджери (Италия, 1924, по мотивам одноимённой оперы)
  • Борьба за мужчину, режиссёр Ханс Веркмейстер и Арманд Гуэрра (фр.) (Германия, 1928, по пьесе)
  • Мечта о любви, режиссёр Фред Нибло (1928, по пьесе Адриенны Лекуврёр)
  • Черное домино, режиссёр Виктор Янсон (Германия, 1929, по мотивам одноименной оперы)
  • Бесшабашный, режиссёр Сидни Франклин (1929, по пьесе «Битва женщин»)
  • Брат Дьявола, режиссёр Марио Боннар (Франция, 1931, по мотивам оперы)
  • Брат дьявола, режиссёр Хэл Роуч (1933, по мотивам оперы)
  • Посол, режиссёр Балдассарре Негрони (Италия, 1936, по пьесе «Дипломат»)
  • Эдриен Лекувр, режиссёр Марсель Лербер (Франция, 1938, по пьесе Адриен Лекувр)
  • Эликсир любви, режиссёр Амлето Палерми (Италия, 1941, по мотивам оперы)
  • Королева Наварры, режиссёр Кармине Галлоне (Италия, 1942, по мотивам пьесы)
  • Эликсир любви, режиссёр Марио Коста (Италия, 1946, по мотивам оперы)
  • Сицилийское восстание, режиссёр Джорджо Пастина (Италия, 1949, по мотивам оперы)
  • Сомнамбула, режиссёр Чезаре Барлакки [де] (Италия, 1952, по мотивам оперы)
  • Немая из Портичи, режиссёр Джорджио Ансольди (Италия, 1952, по мотивам оперы)
  • Адриана Лекуврёр, режиссёр Гвидо Сальвини (Италия, 1955, по пьесе Адрианны Лекуврёр)
  • Стакан воды, режиссёр Хельмут Койтнер (Западная Германия, 1960, по одноименной пьесе)
  • Стакан воды, режиссёр: Юлий Карасик (СССР, 1979, по одноименной пьесе)

Библиография

  • Луначарский А. В. Скриб и скрибизм. Собр. соч. в 6 тт. — М., 1965.
  • Пушкин А. С. Французская Академия // Собрание сочинений. В 10-ти томах. — М.: Художественная литература, 1976. — Т. 6. Критика и публицистика. Примечания Ю. Г. Оксмана. — С. 102—119. — 500 000 экз.
  • Arvin N. С. Е. Scribe and the French theatre, 1815—1860. — Camb., [1968].
  • Сardwell W. D. The dramaturgy of Е. Scribe. — New Haven (Conn.), 1971 (Diss.).