Габарит подвижного состава



Габарит подвижного состава — предельное поперечное перпендикулярное оси пути очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться на прямом горизонтальном пути железнодорожный подвижной состав как в порожнем, так и в гружёном состоянии. Габарит подвижного состава отличается в разных странах и может отличаться на разных линиях в пределах одной страны. Например, габарит подвижного состава метрополитена может быть меньше, чем на обычной железной дороге, что позволяет уменьшить диаметр тоннелей. Во многих странах габарит подвижного состава очень сильно приближен к габариту строений, что представляет собой смертельную опасность для лиц, находящихся за габаритом поезда — зацеперов.

Не следует путать с габаритом погрузки, применяемым при перевозке груза на открытом подвижном составе. Например, применяемые в России габариты погрузки (основной, льготный, зональный) имеют меньшую ширину, чем габариты подвижного состава по ГОСТ 9238-2013.

Точкой отсчёта вертикальных размеров габаритов подвижного состава является уровень головки рельса. Уровень головки рельса определяется как горизонтальная линия, касательная к верху головки рельса. Поскольку рельс, уложенный в путь, имеет подуклонку, его поверхность катания не горизонтальна. В кривой, где наружная рельсовая нить имеет возвышение, уровень головки рельса определяется на внутренней рельсовой нити.

По странам

Подвижной состав первых железных дорог имел небольшие размеры. Затем его размеры стали постепенно увеличиваться, чтобы обеспечить рост вместимости вагонов и мощности локомотивов. Нередко это требовало реконструкции старых линий. Всё это привело к большому разнообразию стандартов.

Европа

В 1912 году в Берне была проведена конференция, на которой был принят стандарт PPI (Gabarit passe-partout international). Он предусматривает ширину 3,15 м и высоту в центре 4,28 м (полная ширина разрешается до высоты 3,175 м). PPI близок к российскому габариту 03-ВМ. Значительная часть европейских железных дорог позволяет движение подвижного состава с большими габаритами; в то же время сохраняются линии (в основном в Великобритании), не обеспечивающие даже PPI.

Международный союз железных дорог и Европейское железнодорожное агентство также разработали серию стандартов.

Наибольшие габариты в Европе обеспечивают линия Бетюве в Нидерландах и Евротоннель под Ла-Маншем (ширина 4,1 м, высота 6,15 м и 5,6 м соответственно).

Россия

Государственным стандартом ГОСТ 9238 установлены габариты подвижного состава: Т; 1-Т; 1-ВМ; 0-ВМ; 02-ВМ и 03-ВМ.

  • Габарит Т распространяется на подвижной состав, допущенный к обращению по путям, сооружения и устройства на которых отвечают требованиям габаритов приближения строений С и Сп. Размеры:
    • Т — 5,3 × 3,75 м,
    • Тц — 5,2 × 3,75 м,
    • Тпр — 5,3 × 3,55 м.
  • Габарит 1-Т распространяется на подвижной состав, допущенный к обращению по всем путям общей сети дорог, подъездным путям, и путям промышленных предприятий. Размеры:
    • 1-Т — 5,3 × 3,4 м.
  • Габариты 1-ВМ, 0-ВМ, 02-ВМ, 03-ВМ распространяются на подвижной состав, допущенный к обращению по железным дорогам колеи 1520 (1524) мм и дорог колеи 1435 мм. Размеры:
    • 0-ВМ — 4,65 × 3,25 м,
    • 1-ВМ — 4,7 × 3,4 м,
    • 02-ВМ — 4,65 × 3,15 м,
    • 03-ВМ — 4,28 × 3,15 м.

США

В США габариты определяются Ассоциацией американских железных дорог (Association of American Railroads, AAR). Наиболее распространён габарит AAR Plate B (ширина 3,25 м, высота 4,62 м), однако основные магистрали рассчитаны на подвижной состав большей высоты; например, габарит AAR Plate K имеет высоту 6,15 м, что позволяет грузить стандартные контейнеры в два яруса.

Япония

Основная масса японских железных дорог имеет колею 1067 мм и рассчитана на подвижной состав шириной 3 м и высотой 4,1 м. Часть линий, однако, имеет меньшие габариты.

Линии Синкансэн (колея 1435 мм) рассчитаны на подвижной состав шириной 3,4 м и высотой 4,5 м.

По видам рельсового транспорта

В рамках одной страны различные виды рельсового транспорта общего пользования (железная дорога, метрополитен и трамвай) обычно имеют одинаковую колею, но габарит подвижного состава существенно отличается. Связано это с тем, что габарит подвижного состава метрополитена ограничен размером тоннелей, а трамвая — необходимостью движения в городе в общем потоке с другим транспортом и проезда по автомобильным тоннелям и под сравнительно низкими городскими путепроводами. Габарит подвижного состава ранних трамвайных систем (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород) на отдельных участках может быть ещё меньше.

Например, в России для транспорта на колее 1520 мм действуют следующие габариты (ширина х высота):

  • Железная дорога — 3750 мм × 5300 мм;
  • Метрополитен — 2700 мм × 3750 мм;
  • Трамвай (системы постройки с 1960-х годов) — 2600 мм × 3300 мм.