Костенко, Константин Станиславович

27.04.2022



Константин Станиславович Костенко (23 января 1966, Артём, Приморский край — 23 августа 2019, Коломна, Московская область) — российский драматург, сценарист, прозаик.

Биография

Родился в Артёме, там же учился в средней школе. С юношества увлекался театром и литературой, неоднократно отсылал свои работы в Литературный институт имени А. М. Горького, но не проходил по конкурсу. Отслужив в армии, уехал учиться в Хабаровский институт культуры на театрального режиссёра. Работал редактором в издательстве, вёл культурологические передачи на хабаровском радио «Восток России». С конца 90-х годов начал сочинять пьесы.

В 2001 году стал участником Фестиваля современной российской драматургии имени А. Вампилова в Иркутске. В том же году его пьеса «Диагноз „Happy birthday“ (102-я серия)» участвовала во французском театральном фестивале Passages, в проекте «Зеркало восток—запад», где получила высокую оценку и вошла в сборник современных российских авторов наряду с произведениями Сигарева, Сорокина, Драгунской, Гришковца. В 2002 пьеса была впервые поставлена на русском, в независимом театре КнАМ (Комсомольск-на-Амуре).

Время от времени он относил свои работы в хабаровские театры, но всякий раз встречал отказ, — всюду его воспринимали как странного автора с не менее странными пьесами.

Успех в 2003 году принесла пьеса «Клаустрофобия», прозвучавшая на конкурсе «Евразия» и вслед за этим поставленная в Екатеринбурге Николаем Колядой. Спектакль был отобран на фестиваль-встречу с русской драматургией Saison russe в Гданьск (Польша), где стал заметным событием и был признан лучшим, в итоге поляки приобрели права на постановку пьесы у себя.

С 2004 года входил в творческое объединении «Натюрлих!», основу которого составили несколько актёров хабаровского театра «Триада». Интересами коллектива кроме собственно театра были постановки и перфомансы, провоцирующие зрителя на эмоциональные переживания. Со сцены они исполняли серию юмористических скетчей, построенных на приёмах комического абсурда, также сделали радиоспектакль о жизни простой хабаровской семьи.

В 2006 году вместе с семьёй перебрался в подмосковную Коломну. В 2011 году окончил сценарно-киноведческий факультет ВГИКа, мастерскую А. Инина (заочное отделение).

Смело включал в свои произведения тему сексуальных меньшинств, использовал характерные слова-паразиты, сленг. Публиковался в журналах «Современная драматургия», «Библиотека Вавилона», «Урал», «Новый мир», «Станиславский», «Коломенский альманах», в российских и зарубежных сборниках драматургии. Пьесы Костенко переведены на многие иностранные языки.

Скончался в Коломне 23 августа 2019 года.

Семья

Был женат ещё со времени жизни в Хабаровске, вдвоём с супругой воспитывал сына — Тимура.

Творчество

Пьесы

  • «99 тонн мыльных пузырей, или Стриптиз в Хабаровске»
  • «Chanel № 6»
  • «VIII Международный День Бетховена в СССР накануне ядерной войны»
  • «А и Б»
  • «АЕЯОНГБНМВМШЕ»
  • «Баскервиль-холл, собака, точка»
  • «Восемь одноактных комедий с одними и теми же действующими лицами»
  • «Гитлер и Гитлер»
  • «Даун-таун»
  • «Джаз»
  • «Диагноз „Happy birthday“ (102-я серия)»
  • «Зловещие живые трупы»
  • «Исчезнувший велосипедист (Задача по математике)»
  • «Клара Целкин»
  • «Клаустрофобия»
  • «Миниатюры»
  • «Мозги с фасолью, или Супруги Пирожковы в плену у чудаковатых каннибалов»
  • «Немецкие писатели-трансвеститы»
  • «Нетимен»
  • «Номер 6»
  • «П и М»
  • «Письма к сыну графа Ч.»
  • «Принцип Леонарда»
  • «Пурга»
  • «Родина»
  • «Самогон»
  • «Сатори»
  • «Свиньи»
  • «Семейный фотоальбомы»
  • «Серёжа Самарцев»
  • «Скетчи и монологи»
  • «Смейся, столяр!»
  • «Смерть Брежнева»
  • «Техническая неисправность»
  • «Три стадии глубокого гипнотического сна»
  • «Хопца-дрица-лам-ца-ца»
  • «Чайка А. П. Чехова (remix)»
  • «Чики-пики-самогон»
  • «Шизгара»

Проза

  • «Внимание! Это ирония, местами переходящая в сарказм»
  • «Далеко на квадратной Земле»
  • «Зубы»
  • «Мои каникулы в голове физрука Клюшкина»
  • «МУП»
  • «Ништяк»
  • «Протезы»
  • «Радиосериал»
  • «Тайна гадкого утёнка»
  • «Я – сыроед, или „Сыр“ не всегда сыр»

Постановки

В России
  • 2002 — «Диагноз: Happy Birthday» — Театр КнАМ (Комсомольск-на-Амуре)
  • 2003 — «Клаустрофобия» — режиссёр Николай Коляда, совместная постановка «Театрона» и «Коляда-театра» (Екатеринбург)
  • 2006 — «Хопца-дрица-лам-ца-ца» — режиссёр Дмитрий Кишко, Театр «Д/А» (Хабаровск)
  • 2013 — «Сатори» — режиссёр Александр Вахов, совместный проект Театра музыкальной комедии с Центром современной драматургии(Екатеринбург)
  • 2014 — «Хопца-дрица-лам-ца-ца» — режиссёр Вячеслав Кокорин , Центр современной драматургии (Екатеринбург)
  • 2015 — «Родина» — Андрей Лунин и Елена Озирная, Театр нового зрителя «Синтез» (Санкт-Петербург)
  • 2017 — «В этом городе жил и работал…» по пьесе «Техническая неисправность» — режиссёр Алексей Логачёв, Центр современной драматургии (Екатеринбург)
  • 2018 — Über Grosse (по мотивам пьесы «Немецкие писатели-трансвеститы»), частный проект Ольги Безбородовой и Антона Милочкина, (Тюмень)
  • 2018 — «Принцип Леонарда» — режиссёр Александр Вахов, Челябинский молодёжный театр
  • 2021 — «Исчезнувший велосипедист» — режиссёр Борис Алексеев, Театр SMART (Воронеж)
  • 2022 — «Исчезнувший велосипедист» — режиссёр Филипп Гуревич, Гоголь-центр (Москва)
За рубежом
  • 2005 — «Клаустрофобия» — режиссёр Дариуш Сятковский, перевод Агнешки Любомиры Пиотровска, Театр Стефана Ярача в Лодзи (Польша)
  • 2006 — «Свиньи», Драматический и кукольный театр во Враца (Болгария)
  • 2007 — «Гитлер и Гитлер», Ателье 212 в Белграде (Сербия)
  • 2008 — «Гитлер и Гитлер», Каунасский камерный театр (Литва)

Библиография

  • Совокупляясь с богом // повесть (рус.). — М.: Квир, 2006. — 151 с. — (Тёмные аллеи). — 1000 экз. — ISBN 5-91108-005-2.
  • Далеко на квадратной Земле (рус.). — М.: АСТ, 2017. — 251 с. — (Шляпа волшебника). — 2000 экз. — ISBN 978-5-17-105776-3.
  • Родина (рус.). — М.: ФТМ, 2018. — (Библиотека драматургии Агентства ФТМ). — ISBN 978-5-4467-3271-5.
  • Три стадии глубокого гипнотического сна (рус.). — М.: ФТМ, 2018. — (Библиотека драматургии Агентства ФТМ). — ISBN 978-5-4467-3276-0.
  • Исчезнувший велосипедист и другие пьесы (рус.). — М.: ГИТИС, 2020. — 690 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-91328-288-0.
Периодика
  • Клаустрофобия // Пьеса // Урал : журнал. — 2003. — № 8. — ISSN 0130-5409.
  • Ништяк // Рассказ // Урал : журнал. — 2004. — № 6. — ISSN 0130-5409.
  • Пародисты // Урал : журнал. — 2005. — № 2. — ISSN 0130-5409.
  • Скетчи и монологи // Урал : журнал. — 2006. — № 2. — ISSN 0130-5409.
  • Жизнь и смерть проводника Юрия Рогова // Роман // Урал : журнал. — 2006. — № 9. — ISSN 0130-5409.
  • Жизнь и смерть проводника Юрия Рогова // Роман // Урал : журнал. — 2006. — № 10. — ISSN 0130-5409.
  • Жизнь и смерть проводника Юрия Рогова // Роман // Урал : журнал. — 2006. — № 12. — ISSN 0130-5409.
  • Хопца-дрица-ламца-ца // Народная психотипическая комедия в шести лицах // Урал : журнал. — 2007. — № 2. — ISSN 0130-5409.
  • Письма к сыну графа Ч. // пьеса для чтения // Новый мир : журнал. — 2007. — № 6. — С. 128—149.
  • Джаз // пьеса // Урал : журнал. — 2012. — № 1. — С. 185—215. — ISSN 0130-5409.
  • Принцип Леонарда // Современная драматургия : журнал. — 2016. — Октябрь—декабрь (№ 4). — С. 95—121. — ISSN 0207-7698.
  • Исчезнувший велосипедист // пьеса // Современная драматургия : журнал. — 2018. — Июль—сентябрь (№ 3). — С. 51—62. — ISSN 0207-7698.
  • Родина // пьеса // Лиterraтура : журнал. — 2018. — Май (№ 116).

Фильмография

  • 2009 — Люди Шпака (диалоги; совместно с В. Дурненковым)
  • 2010—2013 — Ефросинья (в соавторстве)
  • 2011 — Роман в письмах (совместно с М. Шихалеевой)
  • 2012 — Иван и Толян (в соавторстве)
  • 2013 — Шанс
  • 2019 — Мульт в кино. Выпуск № 94. Весенний концерт (в соавторстве)
  • 2019 — Мульт в кино. Выпуск № 96. Будет интересно! (в соавторстве)
  • 2022 — Биомеханика Мейерхольда (совместно с К. Фамом, М. Сониным)

Награды и призы

  • 2002 — диплом конкурса современной драматургии «Sib-Altera» (Новосибирск) за пьесу «VIII Международный день Бетховена в СССР накануне ядерной войны»;
  • 2003 — финалист конкурса «Евразия — 2003» за пьесу «Клаустрофобия»;
  • 2004 — лауреат конкурса «Евразия — 2004» за радиопьесу «Радиосериал»;
  • 2005 — лауреат конкурса «Евразия — 2005» за пьесу «Гитлер и Гитлер»;
  • 2005 — главный приз Всероссийского конкурса драматургии «Действующие лица» за пьесу «Гитлер и Гитлер»;
  • 2006 — спецприз конкурса «Евразия — 2006» за комические миниатюры «Скетчи и монологи»;
  • 2011 — первый приз на фестивале театра и кино «Текстура» за пьесу «Родина»;
  • 2017 — премия «Рукопись года» в номинации «Книги для детей» за повесть «Далеко на квадратной Земле» / «Кролики»;
  • 2019 — главный приз «Пьеса года» на объединённом конкурсе современной драматургии «Кульминация» — «Исчезнувший велосипедист» (посмертно).

Критика

Коллега по цеху Александр Молчанов считает Костенко автором довольно широкого диапазона: «от мрачной „Клаустрофобии“, до полной чёрного юмора и очень смешной комедии „Немецкие писатели-трансвеститы“.» Он нашёл для него сравнение: «Всё равно что соединить Коляду и Тарантино в одном флаконе».

«Гитлер и Гитлер»

В появлении пьесы театровед Павел Руднев видит возрождение социального памфлета, политического фарса.

…пьеса на такую важную, на мой взгляд, сегодня тему как рождение диктатора, рождение тирана и естественной готовности мещанина, обывателя, милого сегодня нашему сердцу, согласиться и принять его именно как диктатора и как тирана. Даже некоторое удовольствие, что наконец-то пришёл человек, который готов решить все наши проблемы. То, что человека, живущего вдали от Москвы, эта тема, обитающая в пределах Садового кольца, заинтересовала, что он её так интересно воплотил в этом небольшом сочинении, мне показалось заслуживающим премии, награды, заслуживающим того, чтобы на эту пьесу обратили внимание и поставили её.

— Григорий Заславский, «Радио Свобода» 2005
«Совокупляясь с богом»

Павлом Рудневым роман был «проглочен за два дня, с восторгом, с бешенством и слезами радости за талант, живущий в наше время». По его мнению это остроумнейшая и тончайшая пародия на гомосексуальный роман.

…экспериментирование над телом — наркотики, попытка шведской семьи, злополучный «американский портрет» — конвульсивный поиск счастья, которому нет места в условиях мёрзлой провинции, не оклемавшейся после перестройки страны и интеллектуально серого окружения. Богемные гулянки, любопытное и пугающее плотское влечение не сближают, каждый остаётся несчастным и отчуждённым.

— Алиса Ганиева, «Новый мир» № 9 2007
«Клаустрофобия»

Литературный критик Алиса Ганиева увидела в героях пьесы отгороженность от мира собственной к нему ненавистью, «грустно, противно, пронзительно» — заключает она.

Оставь надежду всяк сюда входящий. <…> Пьеса именно про то, о чём и великий Шаламов не писал. Вернее, он только об этом и писал, об адской сущности тюрьмы, о демоническом мире лагеря, выдавливающего всё человеческое из любого осУжденного, независимо от характера, силы духа и прочих человеческих, слишком человеческих качеств. Но Шаламов не писал об отвратном извращении пола, неизбежном в пространстве трёхэтажных шконок. Трое в камере, двое ведут борьбу за совращение третьего — детдомовца безбородого, глухонемого в придачу.

— Дмитрий Лисин, «Клаузура» ноябрь 2011

Память

В 2021 году в Хабаровске был проведён фестиваль, посвящённый драматургу — «Наша Тема. Костя Костенко». На нём были представлены шесть эскизов спектаклей по пьесам: «Диагноз: Happy birthday, 102-серия», «Техническая неисправность», «Родина», «Исчезнувший велосипедист» разных коллективов Дальнего Востока. Для презентации пьесы «Гитлер и Гитлер» и видеопоказа первого поставленного по пьесе драматурга спектакля из Комсомольска-на-Амуре приезжал театр «КнАМ».

Комментарии

  • ↑ Прежде неизвестная пьеса «Диагноз: Happy Birthday» оказалась во Франции с лёгкой руки Татьяны Фроловой, руководителя независимого театра КнАМ из Комсомольска-на-Амуре, — с целью представить французской театральной публике современную российскую драматургию. Там же в Нанси за десять дней ею был сделан сценический набросок с французскими актёрами.
  • ↑ В 2004 году постановка Н. Коляды была представлена в Театре имени Ленсовета на 3-м фестивале современной пьесы «Новая драма», вызвав крайне неоднозначную реакцию.
  • ↑ В 2006 году постановка Д. Сятковского была представлена на 5-м фестивале современной пьесы «Новая драма» в Москве.