Крым (автодорога)

02.05.2022


Федеральная автомобильная дорога М-2 «Крым» — автомобильная дорога федерального значения Москва — Тула — Орёл — Курск — Белгород — государственная граница с Украиной с подъездами к историко-архитектурному комплексу «Одинцово», Туле, Орлу, Курску, Белгороду. Трасса является составной частью европейского маршрута E 105. Протяжённость автодороги составляет более 700 км. Продолжение трассы на территории Украины: автострада М-20 до Харькова и М-18 Харьков — Ялта. Участок от границы Крыма до Ялты рассматривается российскими властями как региональная дорога Республики Крым 35А-002, от границы Крыма до Джанкоя имела обозначение Р20, на участке Симферополь — Ялта — А17.

Маршрут

169-й км трассы в Тульской области

Автомагистраль М-2 начинается на пересечении Варшавского шоссе и МКАД, далее проходит по территории Московской области восточнее городов Щербинки, Подольска, Климовска. До пересечения с А107 Московским малым кольцом дорога имеет по четыре полосы в каждую сторону движения и полностью освещена. На обходе Подольска дорога имеет пять полос движения в каждую сторону. Далее трасса сужается до трёх полос в каждую сторону, полностью освещена, обходит подмосковные Чехов и Серпухов с востока. На 83-м км автодорога пересекает А108 Московское большое кольцо и сужается до двух полос в каждую сторону. В Московской области на трассе расположен один пост ДПС на 100-м км, на подъезде к мосту имени Подольских курсантов через реку Оку.

На данном отрезке у дороги имеется дублирующая дорога, старое Симферопольское шоссе, проходящая западнее, через упомянутые города. В них на адресных табличках домов и дорожных указателях она значится как Симферопольское шоссе.

Далее автомагистраль идёт по территории Тульской области и имеет освещение до 156-го км. Развязка на 155-м км пересекается со старым ходом M-2. Отсюда основной путь на Тулу продолжается по обычной двух-трёхполосной дороге. Автомагистраль обходит Тулу с запада и заканчивается на пересечении с трассой Р132 Калуга — Тула — Рязань в районе населённых пунктов Помогалово и Жировка.

После развязки с магистралью дорога обходит Тулу с запада по объездной дороге и пересекает трассу Р132. Следом трасса проходит по объездной с западной стороны Щёкина и далее движется в юго-западном направлении. Населённые пункты у границы Тульской области Плавск и Чернь не имеют объездных дорог, трасса M-2 проходит через них.

Затем трасса идёт по территории Орловской области, обходя с востока по объездной дороге город Мценск. Перед въездом в административный центр области находится пост ДПС, оборудованный весовой платформой. Далее дорога обходит Орёл с восточной стороны. Большая часть объездной вокруг Орла имеет ограничение 60 км/ч из-за близлежащих крупных заводов, железнодорожной станции и пересечения части города. Здесь трасса снова пересекает Оку и также с востока обходит пригородный посёлок Знаменка. Далее трасса идёт по объездной с западной стороны посёлка Кромы и движется в южном направлении. У села Тросна начинается ответвление A142E 391 на Железногорск и Калиновку, далее на Киев. Село Тросна не имеет объездной дороги.

Далее трасса идёт по территории Курской области. Обходит с запада города Фатеж, Курск по объездной дороге, проходящей по окраине города, и Обоянь.

Затем дорога идёт по территории Белгородской области. Проходит восточнее города Строитель, обходит Белгород по объездной дороге с запада и далее идёт на юго-запад через Стрелецкое и заканчивается на государственной границе с Украиной в Нехотеевке.

Далее от Гоптовки до Крыма автострада имеет украинские обозначения М-20 (до Харькова) и М-18 (от Харькова до Симферополя).

История дороги

В основе трассы дороги лежит древний Крымский тракт. Решение о строительстве капитальной дороги было принято императором Николаем I в 1828 году для организации надёжной транспортной связи с Крымом и военно-морской базой в Севастополе. Строительные работы продолжались несколько десятков лет, параллельно вдоль шоссе устраивалась телеграфная линия. Трасса была закончена в 1858 году, тогда же было открыто регулярное сквозное движение пассажирских дилижансов.

До Великой Отечественной войны автодорога не на всём протяжении имела асфальтовое покрытие, имелось множество деревянных мостов, а ширина полотна составляла не более 5,5 м. После войны разрушенная дорога подверглась реконструкции, тогда земляное полотно было расширено до 12-15 м, наведены бетонные мосты и путепроводы, асфальтобетонное покрытие было устроено на всём протяжении шоссе. Работы быстрыми темпами были выполнены в 1949—1950 годах. Маршрут Москва — Харьков — Симферополь в советское время до середины 1980-х годов имел номер 4.

К Олимпийском играм 1980 года в Москве было принято решение о строительстве скоростного дублёра дороги. Эстафета Олимпийского огня частично прошла по новой дороге, несмотря на то, что к 1980 году был завершён лишь участок трассы в Московской области и развязка со МКАД. Данная развязка была первой на МКАД, движение по которой осуществлялось в трёх уровнях.

В 1983 году был завершён участок Москва — Серпухов. В том же году начались проектные работы по участку Тула — Орёл — Тросна.

После завершения строительства на новом скоростном шоссе моста через Оку близ Серпухова в 1988 году был закрыт для автомобильного движения старый мост, через который проходило старое Симферопольское шоссе. Старый мост, построенный в 1867 году, был одновременно железнодорожным и автомобильным, поезда здесь ходили поверху ферм, а внизу был устроен проезд гужевого транспорта. К моменту закрытия он использовался как пешеходный.

Дальнейшая реконструкция дороги в Тульской области велась до конца 1980-х годов, в результате которой участок дороги, соответствующий требованиям автомагистрали, дошёл до развязки на Тулу на 155-ом км.

После распада Советского Союза дорога оказалась разделённой на две части, относящиеся к разным государствам. Российский участок автодороги от Москвы до границы с Украиной получил своё текущее наименование и номер. Экономическое и стратегическое значение дороги снизилось, транспортный поток сократился, что в том числе повлияло на темпы её дальнейшей реконструкции. Так, в течение 2000-х годов был достроен небольшой 22-километровый участок от развязки на 155-ом км до пересечения с автодорогой Р132, который был открыт в конце 2000-х годов. В марте 2012 года власти Тульской области заявили о своём намерении добиваться дальнейшего строительства автомагистрали. И такие планы есть, планируется продолжить обход Тулы до 232-го километра.

В 2014 году автомагистраль от границы с Московской областью до поворота на Тулу была практически полностью отремонтирована с устройством освещения на всём протяжении участка. В 2014 году был реконструирован обход города Орла с фрагментарным устройством дополнительных полос на съездах и развязках и освещения на них, на некоторых развязках было организовано светофорное регулирование.

В 2017 году начаты работы на участке с 83-го км по 95-ый км. Дорога будет расширена до шести полос с обустройством освещения. Ремонт закончился к ноябрю 2018 года, после чего аналогичные работы начались с 95-го км по 108-й км.

В 2019 году начался капитальный ремонт участка дороги с 515-го до 543-го км на обходе Курска с устройством дополнительных полос движения.

В конце 2015 года завершён капитальный ремонт участка дороги с 603-го по 620-ый км с пуском развязки на Ракитное и поворотом на Верхопенье в Белгородской области. Проезжая часть была расширена до четырёх полос для движения с двойной сплошной. Был произведён комплекс работ по обустройству придорожной инфраструктуры.

В ноябре 2018 года завершён капитальный ремонт участка дороги с 620-го по 637-ой км, от Верхопенья до Яковлева в Белгородской области. Проезжая часть была расширена до четырёх полос для движения с двойной сплошной.

С 678-го по 720-ый км, на границе с Украиной — дорога 4-полосная с разделительным ограждением.

Схема маршрута

  • Московская область
    • М2 Москва;
    • ; Симферопольское шоссе;
    • (0,1 км) Щербинка (Москва);
    • улица Обводная Дорога;
    • Мост через реку Пахру;
    • Подольск Домодедовское шоссе;
    • Объездная дорога (Подольск, Климовск);
    • (1,1 км) Поливаново;
    • А107 (Малая бетонка, Московское малое кольцо);
    • А112 (1,8 км) Чепелёво;
    • (0,8 км) Курниково;
    • Мост через реку Люторку;
    • (0,5 км) Новоселки;
    • Мост через реку Лопасню;
    • А108 (Большая бетонка, Московское большое кольцо) ;
    • (0,5 км) Всходы;
    • Мост через реку Речму;
    • Объездная дорога (Серпухов);
    • (4,0 км) Серпухов;
    • Мост через реку Oку;
    • (0,2 км) Липицы;
  • Тульская область:
    • (1,1 км) Панькино;
    • (0,3 км) Крюково;
    • Мост через реку Скнигу;
    • (0,3 км) на запад: Заокский;
    • P115;
    • (0,9 км) Тайдаково;
    • Мост через реку Вашану;
    • M2 Малахово;
    • M2 155 км || М2
    • (3,0 км) Варфоломеево || (3,0 км) Ревякино;
    • P132 || Тула Московское шоссе;
    • Мост через реку Волоть;
    • Объездная дорога (Тула);
    • Мост через реку Упу;
    • Алешня;
    • Одоевское шоссе;
    • P132 Калужское шоссе;
    • Мост через реку Сухую Воронку;
    • Мост через реку Воронку;
    • Объездная дорога (Щёкино);
    • Щёкино;
    • P141;
    • улица Свободы Плавск;
    • Горбачёво;
    • P147 Чернь;
    • Мост через реку Чернь;
  • Орловская область:
    • Мценск;
    • Мост через реку Зушу;
    • 54К-1;
    • Орловское шоссе Мценск;
    • Мост через реку Оптуху;
    • Московское шоссе Орёл;
    • Моховое;
    • 54А-1 Залегощенское шоссе;
    • P119;
    • Поселковая улица Орёл;
    • Мост через реку Оку;
    • 54К-270 Гать
    • Мост через реку Цон;
    • Знаменка;
    • Мост через реку Ицку;
    • Кромы;
    • Мост через реку Крому;
    • Кромский Мост;
    • А142;
    • Глазуновка;
  • Курская область:
    • 38К-038 Фатеж;
    • 38К-039;
    • Мост через реку Большую Курицу;
    • Курск;
    • Мост через реку Сейм;
    • Широкая улица Курск;
    • Курчатов;
    • Обоянь;
    • Мост через реку Трубеж;
  • Белгородская область:
    • Строитель;
    • Белгород;
    • Р186;
    • Дорожная улица, Белгород;
    • МАПП «Нехотеевка»;

AЗС