Ричард Пикман



Ричард Аптон Пикман (англ. Richard Upton Pickman) — персонаж рассказов американского писателя Говарда Лавкрафта. Художник-реалист, впоследствии ставший упырём.

История персонажа

В творчестве Лавкрафта

Идея рассказа о художнике и существах, обитавших в подземельях, возникла у Лавкрафта во время визита в Бостон: «… Лавкрафт осмотрел квартал очень старых домов в Норт-энде. Он слышал о тоннелях, соединяющих подвалы домов, предположительно использовавшихся контрабандистами в колониальные времена, и это предание положило начало рассказу „Натура Пикмана“ объёмом в пять тысяч слов». Лавкрафт описал подлинную улицу и дом, которые вскоре были снесены.

Согласно «Натуре Пикмана», Ричард Пикман был художником из Бостона, чьи картины вызывали весьма неоднозначную реакцию, поскольку на них изображались совершенно невообразимые, ужасные и отвратительные существа. Как выяснилось впоследствии, Пикман каким-то образом умел вызывать их и писал с натуры. В конце рассказа Пикман исчез — «возвратился в мифическую мглу, где так любил блуждать»; возможно, он даже «был не вполне человеком».

Рассказчик говорит о картинах Пикмана: «во всех аспектах своего искусства — и в замысле, и в исполнении — Пикман был полным и добросовестным реалистом»; исследователи творчества Лавкрафта предполагают, что здесь он выразил собственное творческое кредо.

В очерке «История „Некрономикона“» Лавкрафт сообщает, что семье Пикманов, первоначально обитавшей в городе Салеме, принадлежал греческий экземпляр этой книги, но он был утрачен, когда «художник Р. А. Пикман пропал без вести в 1926 году».

Дальнейшая история Ричарда Пикмана в творчестве Лавкрафта представлена фрагментарно. Известно лишь, что он превратился в упыря и стал правителем своих сородичей в т. н. «Мире Грёз». В повести «В поисках неведомого Кадата» Пикман появляется как помощник и союзник Рэндольфа Картера:

…На надгробии 1768 года, украденном с бостонского кладбище «Гранари», восседал упырь, ранее бывший художником Ричардом Аптоном Пикманом. Он был голым и скользким, и в чертах его лица появились настолько явные черты сходства с упырьим племенем, что его человеческое происхождение стало неопознаваемым.

В рассказе «Изгой» Лавкрафт похожим образом описывал «Готическое тело», которое находится на пути трансформации из призрака в гуля, но Пикман олицетворяет стародавний миф о том, как эльфы похищали младенцев и, возможно, колдовство превращало их в Собакоподобных чудищ.

Существует заблуждение, что Пикман является героем рассказа «Изгой» (The Outsider), где фантом юноши жил в подобии его замка между миром живых и загробным. Затем он находит выход и воскресает в склепе как живой мертвец. Он уже не может вернуться в загробный мир, потому более не фантом и отправляется в подземные миры «с насмешливыми и дружелюбными вампирами». Однако, история «Изгой» связана напрямую с рассказами «Алхимик» и «Склеп».

Продолжатели Лавкрафта

Образ Пикмана встречается в ряде историй, написанных по мотивам Лавкрафта. Так, в романе Роберта Блоха «Странные тысячелетия» (Strange Eons) оказывается, что всё, что писал Лавкрафт, — правда. В начале книги всплывает странная картина, похожая по описанию на творчество Пикмана; затем выясняется, что картина действительно принадлежит кисти некоего Ричарда Аптона, который был другом Лавкрафта.

Появления и упоминания

  • «Натура Пикмана» (англ. Pickman’s Model, рассказ, 1926) — основная история.
  • «В поисках неведомого Кадата» (англ. The Dream-Quest of Unknown Kadath, повесть, 1926—1927) — эпизодически.
  • «История Некрономикона» (эссе, 1927) — упоминается.
  • «Ужас Архэма» (настольная игра) — Ричард Аптон Пикман является одним из союзников, которого может взять с собой герой-сыщик.
  • Fallout 4 (компьютерная игра) — Пикман появляется в ней как полноценный персонаж в одном из мини-квестов.