История евреев в Хорватии

02.08.2022


История еврейской общины в Хорватии начинается, по крайней мере, в III веке н. э.; при этом, сведения об общине до X века фрагментарны. К началу Второй мировой войны в общине насчитывалось около 20 000 человек, большинство из которых были убиты во время Холокоста на территории Независимого государства Хорватия. После Второй мировой войны половина оставшихся в живых предпочла поселиться в Израиле, в то время как около 2500 человек продолжали жить в Хорватии. Согласно переписи 2011 года, в стране проживало 509 евреев.

Сегодня в Хорватии работают восемь синагог и связанных с ними организаций: они расположены в Загребе, Риеке, Осиеке, Сплите, Дубровнике, Чаковеце, Даруваре, Славонски-Броде. Из них сообщество Загреба является крупнейшим и самым активным, организующим мероприятия по пропаганде еврейской культуры и самобытности, такие как ежегодный еврейский кинофестиваль в Загребе.

История общины

Древняя община

Еврейские торговцы и купцы впервые прибыли в северную Хорватию в первые века нашей эры, когда римский закон разрешил свободное передвижение по всей империи. Археологические раскопки в Осиеке обнаружили синагогу III века нашей эры, а раскопки в Солине — еврейские могилы того же периода. Обнаружена также и еврейская община в Сплите, также относящаяся к III веку. В VII веке евреи искали убежища во Дворце Диоклетиана после того, как столица Далмации — Салона — была захвачена аварцами; синагога была построена у западной стены дворца в XVI веке, а потомки жителей Салоны по-прежнему живут в этом районе.

Раннее Средневековье

Одним из старейших письменных источников, который может указывать на присутствие евреев на территории Хорватии, являются письма визиря Хасдай ибн Шапрута, которые он отправлял правителю Хазарского каганата Иосифу; данная переписка относится к X веку.

Позднее Средневековье

Еврейские общины Хорватии «процветали» в XIII и XIV веках — отношения с соседями были мирными. Это закончилось в 1456 году, когда евреи вместе с большинством некатолических хорватов были выселены из страны. За этим последовали 200 лет, в течение которых в Хорватии не было записей о присутствии евреев. При этом, в те же два столетия, хорватские евреи часто находились в дипломатических миссиях в Боснии — от имени Венецианской республики.

Прибытие испанских беженцев

В XV веке, во время Реконкисты, существенно возросло число жертв гонений, направленных против евреев в Испании. С 1492 года еврейские беженцы, изгнанные из Испании, прибыли на территории Османской империи — включая её балканские провинции, Македонию и Боснию. Некоторые из этих беженцев оказались и на территории современной Хорватии: в частности, в Сплите и в Дубровнике, а также — на побережье Далмации.

Правление Габсбургов

В XVII веке, при правлении династии Габсбургов, евреям все ещё не разрешалось селиться в северной Хорватии. Евреи оказывались на территории Хорватии как купцы и торговцы, в основном — из соседней Венгрии. Им, как правило, разрешалось оставаться в регионе только на несколько дней. В начале XVII века хорватский парламент («Sabor») подтвердил запрет на постоянное проживание, после того как еврейская семья попыталась обосноваться в Цуршеваце.

В 1753 году, хотя официальный запрет продолжал действовать, генерал Бек — военачальник Вараждинского района — всё же разрешил евреям поселиться в Бьеловаре, Копривнице и Вараждине. В целях упорядочения «обращения с евреями» в Хорватии граф Франчо Патачич, по приказу Королевского управления в Вараждине, написал подробный доклад, в котором говорилось, что «большинство евреев являются торговцами, а торговля делает города процветающими».

Запрет на еврейское поселение на севере Хорватии продолжался до 1783 года — до тех пор, пока не вступил в силу Указ о толерантности от 1782 года, изданный Иосифом II. Впоследствии евреям разрешалось поселяться в Хорватии, но им не разрешалось владеть землей или заниматься какой-либо торговлей, защищенной гильдиями; им также не разрешалось заниматься сельским хозяйством. Несмотря на эти ограничения, евреи поселились в Загребе и Вараждине.

В 1840 году парламент проголосовал за «постепенное» обеспечение полного равенства для евреев — и в течение следующих 33 лет действительно наблюдался постепенный прогресс. В 1867 году была открыта новая Большая Загребская синагога, и раввин Осия Якоби стал главным раввином Загреба. В 1873 году Иван Мажуранич подписал указ, предусматривающий полное юридическое равенство евреев, и государственное финансирование было предоставлено еврейским общинным учреждениям, наряду с другими конфессиями.