Линкор проекта инженера Костенко



Линкор инженера Костенко — наиболее совершенный из всех проектов линкоров в дореволюционной царской России и наиболее поздний. Он отличался хорошо сбалансированными характеристиками вооружения, скорости и бронирования.

История создания

Данный проект разрабатывался в 1916—1917 годах под руководством В. П. Костенко. Проект основывался на англо-германском опыте Ютландского сражения, и потому с самого начала предполагалось отказаться от ранее применявшегося предельного артиллерийского насыщения кораблей. Теперь вооружение должно было более-менее находится в балансе с бронезащитой и подвижностью.

Описание конструкции

Было разработано 4 варианта корабля. 1-й являлся быстроходным линейным крейсером, а 4-й — относительно медленным линкором. Варианты 2 и 3 представляли собой промежуточные варианты.

Главный броневой пояс линкора имел толщину от 250 до 325 мм в зависимости от варианта, от варианта к варианту толщина увеличивалась на 25 мм. За основным броневым поясом шла переборка из двух плит — 75-мм и 25-мм, итого ещё 100 мм. Кроме того, имелась 20-мм рубашка борта, и общая толщина брони в борту корпуса у цитадели составляла 370, 395, 420 и 445 мм. В носу и в корме вне зависимости от варианта броня составляла соответственно 100 мм и 200 мм, причем броня на корме не доходила до ахтерштевня, и заканчивалась переборкой.

Горизонтальное бронирование было представлено несколькими палубами. Верхняя палуба имела толщину 35 мм и фактически представляла собой броневую настилку. Средняя имела толщину 35 мм, плюс ещё 35 мм настилка, итого 70 мм. Над бортовыми коридорами толщина утоньшалась до 50 мм, и там был только один слой.

Как и на более ранних проектах, бронирование башен составляло 400 мм по кругу (лоб, бока и тыл), 200 мм передняя наклоненная часть крыши и 250 мм задняя горизонтальная часть. Барбеты имели толщину 250 мм ниже верхней палубы и 375 мм выше её.

Бронирование шести малых бортовых башен составляло 150 мм.

Бронирование рубки по кругу составляло 400 мм, а крыша, имевшая специальную выгородку для наблюдателей, была выпуклой — для снижения шанса продавливания её внутрь при попадании сверху снаряда — и имела толщину 300 мм.

Была проработана противоторпедная защита — до этого всю противоторпедную защиту на российских линкорах составляла всего лишь продольная переборка, которая имела толщину от 10 до 30 мм.

В проекте Костенко после бортового клетчатого слоя толщиной 1,2 метра шли три переборки. Средняя имела толщину 25 мм — чтобы её не пробили осколки первой переборки — и отстояла от борта на 4,5 метра. Между первой и второй переборками имелась цистерна шириной 1,5 метров. Этот участок мог служить дополнительными нефтяными ямами. Однако предполагалось запонять его забортной водой. Корабль принимал около 5000 тонн воды и погружался в воду на 600 мм. Общая толщина защиты корпуса от подводных взрывов составляла 7,5 метра.

Вооружение всех кораблей было представлено 406-мм орудиями главного калибра с длиной ствола 45 калибров, и 130-мм орудий с длиной ствола 55 калибров.

Орудия главного калибра располагались в трех либо в четырёх башнях. Башни располагались линейно-возвышенно, но теперь надстройки не разделяли между собой башни № 1 и № 2 и башни № 3 и № 4. Такая конструкция нигде более не повторялась. При этом башни № 2 и 3 могли вести огонь поверх концевых башен при возвышении 10 градусов, это соответствовало дальности стрельбы этих орудий примерно в 70-80 кабельтовых (13 — 14,8 км). Противоминная артиллерия располагалась часть в казематах, а часть — в шести двухорудийных башнях (по три на борт). Общее количество этих орудий во всех проектах оставалось 20 штук. Правда, к 1917 году это орудие уже не было достаточно даже для заградительного огня, и был вариант заменить его на 152-мм орудия новой конструкции (судя по всему — не старые пушки Канэ), но установка этих орудий детально не прорабатывалась. В таблице данных различных проектов линкоров и линейных крейсеров в книге Сергея Виноградова во вспомогательной артиллерии проекта завода «Наваль» указаны 6"/52 орудия. Русское 6"/52 орудие имело вес снаряда 47,3 кг, скорость снаряда составляла 914 м/с — оно волне подходило в качестве противоминного калибра на линкор в конце Первой Мировой войны, в отличие от старого 6"/45 Канэ, баллистика которого считалась устаревшей. У более нового орудия был «четвертьавтоматический» клиновый затвор — открывался после выстрела, но запирание было ручное — с унитарными снарядами, скорострельность составляла 8 выстрелов в минуту.

В зависимости от проекта в башнях располагалось разное количество пушек. Так, № 1 имел четыре двухорудийные башни, две в носу и две в корме, № 2 и № 4 имели три и четыре соответственно трехорудийные башни, а № 3 имел две концевые двухорудийные башни, между которыми располагались две трехорудийные.

О силовой установке корабля ничего не известно, но, исходя из общих размеров проекта и скорости, можно предположить, что мощность составляла порядка 150 000 лошадиных сил.

Оценка проекта

Как выявили расчеты Виноградова, данный корабль (в варианте 2) имел преимущество в бою практически над всеми своими ближайшими конкурентами — кораблями Мериленд, Саут Дакота, Нагато, Тоса, Амаги, Овари, и немного уступает английскому Джи-3.