Верховный суд Азербайджана




Верховный суд Азербайджана является высшей судебной инстанцией и последней апелляционной инстанцией трехступенчатой судебной системы в Азербайджане. Учрежден в соответствии со статьей 131 Конституции Азербайджанской Республики и статьей 77 Закона «О судах и судьях».

Верховный суд обладает компетенцией осуществлять правосудие по гражданским (включая административные и экономические споры), уголовным и другим делам, связанным с исполнением общих или специализированных судов.

Юрисдикция суда распространяется на всю территорию Азербайджанской Республики. Расположен в Баку.

История Верховного Суда

История современной судебной системы в Азербайджане началась с создания Азербайджанской Демократической Республики 28 мая 1918 года.

Конституцией Азербайджанской ССР 1927 года учреждался Верховный суд Азербайджанской ССР.

Начиная с 1990-х годов под руководством Гейдара Алиева в Азербайджане проводились фундаментальные судебно-правовые реформы, в том числе создание трехступенчатой судебной системы, принятие нескольких кодексов (Земельный кодекс, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Жилищный кодекс). Был сформирован Судебно-правовой совет, состоящий из представителей законодательной, судебной и исполнительной власти, который активно участвовал в отборе судей в различные инстанции, включая Верховный суд, путем тестирования или экспертизы и собеседования.

Структура Верховного Суда

В Верховном суде действуют Пленум и Кассационные палаты. В Верховном суде созданы следующие палаты:

  • Гражданская палата
  • Административно-экономическая палата
  • Криминальная палата
  • Военная палата

Полномочия Пленума

В Пленум Верховного Суда входят Председатель Верховного Суда, его заместитель, председатели коллегии и судьи. Члены Пленума Верховного Суда, имеют равные права в пределах своих полномочий.

Пленум Верховного Суда заслушивает информацию председателей судов по вопросам касательно практики применения законодательства в судах Азербайджанской Республики, отчеты председателя Верховного Суда, председателей Апелляционного суда, председателя Верховного Суда Нахичеванской Автономной Республики и других председателей судов о состоянии правосудия. Пленум также рассматривает материалы об обобщении судебной практики и анализе судебной статистики. Устав и структура Научно-консультативного совета утверждается судом ссылаясь на рекомендации Председателя Верховного суда. Суд принимает во внимание просьбу Президента Азербайджанской Республики об увольнении судей Азербайджанской Республики в соответствии со статьей 128 Конституции Азербайджанской Республики и отправляет свое мнение Президенту Республики Азербайджана в течение 30 дней с момента запроса.

Пленум даёт разъяснения по вопросам судебной практики в соответствии со статьей 131 Конституции Азербайджанской Республики; в случаях и в соответствии с процедурой, установленной законом, он рассматривает дела, связанные с дополнительной кассацией или новыми случаями дискриминации и нарушения прав и свобод на основании заявления председателя Верховного суда, протеста прокурора Азербайджанской Республики или жалобы ответчика. Кроме того, Пленум, в соответствии со статьей 96 Конституции Азербайджанской Республики, рассматривает и принимает решения по вопросам, связанным с обращением в Милли Меджлис Азербайджанской Республики по законодательным инициативам. Суд также принимает присяги судей Азербайджанской Республики. В случаях, определенных законом, Пленум рассматривает жалобы на решения Судебно-правового совета.

Принципы работы Пленума

Принципы работы Пленума определены в соответствии со статьей 80 Закона Азербайджанской Республики «О судах и судьях». Верховный суд созывается 4 раза в год под руководством председателя Верховного суда. Председатели Апелляционных судов и Верховного Суда Нахичеванской Автономной Республики, Генеральный прокурор Азербайджана и другие руководители соответствующих государственных органов принимают участие в заседаниях Верховного Суда. Участники пленарных заседаний уведомляются не менее, чем за 10 дней до даты начала заседания. Участникам также предоставляется тема обсуждения и соответствующие материалы.

В сессиях должны участвовать не менее 2/3 его членов, чтобы обеспечить их эффективность. Решения принимаются по итогам голосования. Аппарат Верховного суда организует пленарные заседания и обеспечивает выполнение решений Пленума.