Диокл Сиракузский



Диокл Сиракузский (др.-греч. Διοκλής των Συρακουσών) — древнегреческий сиракузский политик, с конца V века до нашей эры. Известны лишь несколько лет его жизни — с 413 по 408 годы до н. э.

Биография

Историк Диодор Сицилийский представляет его как оратора, уже пользующегося большим доверием, когда он предлагает на следующий день после победы над афинянами, в 413 году самую суровую кару для побежденных: казнь афинских генералов, осуждение на карьеру афинских бойцов и продажа в рабство союзных бойцов Афин.

Подкрепленное вмешательством спартанца Гилиппа, который не забывает напомнить, что такая жестокая участь была уготована сиракузянам в случае победы афинян, предложение принимается вопреки совету сторонников помилования во главе со стратегом Гермократом.

Демократический законодатель

После победы 411 г. сиракузяне, активно участвовавшие в защите города, могут потребовать демократических реформ, таких как благосклонность демократии в Афинах после битвы при Саламине, выигранной афинским флотом, состоящим в основном из простых люди.

Диокл сначала принял две меры:

  • Жеребьевка магистратов: этот способ обозначения, уже практиковавшийся в Афинах, для Аристотеля является характеристикой демократии.
  • Назначение группы экспертов для разработки законопроектов

Затем, будучи названным в этой группе знатоков, Диокл занимает там главенствующую роль, так что написанные там законы носят его имя. Правильность его системы наказаний и наград принесла ему восхищение его сограждан, а также многих греческих городов на Сицилии, которые приняли и соблюдали его законы до римского господства.

Неудавшийся стратег

В 409 году до н.э Диокл был назначен во главе армии из 4000 hommes, отвечавшей за приход на помощь Гимере, осажденной карфагенянином Ганнибалом де Гисконом, который высадился на Сицилии с испанскими войсками и одержал первую победу при Селинунте.

Но это провал: после первых сражений ему пришлось повернуть назад, опасаясь нападения карфагенян на Сиракузы. Гимера падает и стирается с лица земли Ганнибалом, оставляя грекам единственное утешение в том, что они успешно эвакуировали женщин и детей в Мессину.

Изгнание

Гермократ был изгнан из Сиракуз в 411 году до н. э. после победы над Афинами, когда командовал сиракузским флотом, направлявшимся на спасение Спарты . В 409 году до н. э, вернувшись на Сицилию, он поднял стены Селинунта, разрушенные карфагенянами, и провел победоносные контрнаступления против карфагенян. В силу этих успехов он смог просить о своем возвращении к благодати в 408 году до н. э. используя в качестве козыря кости сиракузян, которые он собрал в руинах Гимеры.

Именно в этом контексте Диокл, яростно выступавший против возвращения Гермократа, сам был изгнан за нечестие, потому что он выступает против погребения умерших. Тем не менее Гермократа не допустят в Сиракузы.

Фактическая продолжительность его изгнания и обстоятельства его последующего возвращения в Сиракузы неизвестны. Неизвестно, какая процедура использовалась, в частности, был ли уже отменен петализм, когда-то действовавший в Сиракузах и положивший начало пятилетним изгнаниям.

История его смерти

Рассказ о смерти Диокла, переданный Диодором, создает образ строгости, который законодатель оставил в коллективной памяти.

Один из его законов, например, заключался в том, чтобы наказывать смертью любого, кто придет на публичное собрание с мечом или каким-либо другим оружием, даже если он заявит о незнании закона или под каким-либо другим предлогом. Так вот, однажды пришло сообщение, что враги появляются возле города: он немедленно вышел из дома с мечом. Но тот же шум вызвал суматоху на главной площади; он вошел туда небрежно и не думая о своем мече. Частное лицо, заметившее это, сказало ему, что он нарушает собственный закон. Наоборот, ответил он, я намерен еще укрепить его. И тут же вонзил свой меч себе в сердце.

Помимо своего невероятного характера, эта история ослаблена тем, что Диодор приписывает ее смерти Харонда, упоминая затем, что " некоторые историки " приведите историю, идентичную истории Диокла.

Мы должны датировать его смерть до конца правления Дионисия Старшего (-367), поскольку Диодор говорит нам, что Дионисий приказал разрушить храм, построенный в его честь, после его смерти, чтобы повторно использовать камни при строительстве крепости.