Он остался на завтрак

26.08.2022


«Он остался на завтрак» (англ. He Stayed for Breakfast) — американский фильм 1940 года режиссёра Александра Холла, по пьесе 1934 года «Оды к свободе» Мишеля Дюрана.

Романтическая комедия о том как французский коммунист Поль, работающий официантом в Париже, после «покушения» на банкира случайно скрывается в его же доме, где Поля прячет жена банкира Марианна Дюваль, обделённая вниманием делового мужа.

В главных ролях Лоретта Янг и Мелвин Дуглас — год назад прославившийся главной ролью в «Ниночке», но теперь он играет «обратную роль» — теперь не он соблазняет убеждённую коммунистку, а наоборот — сам соблазняемый коммунист. Фильм — типичная антикоммунистическая сатира того времени.

Сюжет

Поль Белио, убеждённый коммунист, член партии, работает официантом в Париже, где его раздражает один клиент — каждый день завтракающий здесь банкир, особенно Поля выводит из себя его привычка манерно оттягивать мизинец.

У Поля возникает желание прибить этого капиталиста, и после очередной стычки он, угрожая банкиру убийством, выбивает из его руки с оттянутым мизинцем чашку с кофе. Убегая от полиции Поль скрывается в стоящем рядом доме, но по совпадению это дом банкира… где живёт его жена — прекрасная, но одинокая от невнимания мужа Марианна Дюваль.

Заинтригованная беглецом, Марианна прячет его, и Поль попадает в ловушку — у дома постоянно дежурит полиция, охраняющая дом от него — покушавшегося на банкира, разыскиваемого киллера.

Это вызывает проблемы, когда Дюваль навещает свою жену, издатель газеты Андре Дорле, волочащийся за ней, приходит со своими ухаживаниями, да и портной Маранны неравнодушен к ней. Двери открываются и закрываются, люди бегают и прячутся друг от друга в шкафах сталкиваясь друг с другом, и Поль в какой-то момент оказывается довольно глупо одетым в женский халат.

Пока Марианна жонглирует тремя мужчинами, Поль, как истинный коммунист, ведёт пропаганду — пытается обратить в свою веру её служанку Дорету, осуждает капитализм и проповедует революцию… бестолку.

При этом и Доретт и Марианна так сильно привязываются к Полю, что придумывают причины, чтобы держать его рядом, а Поль всё чаще обнаруживает, что ему нравится общество очаровательной Марианны, а также роскошь комфорта: бифштекс, ванна и шёлковая пижама. Постепенно Поль начинает понимать, что влюбился в Марианну, что взаимно.

Но их роман оказывается под угрозой, когда Поля вызывают в штаб-квартиру коммунистической партии и приказывают сдаться властям, чтобы не компрометировать партию. Поль, конечно, пламенный боец-коммунист, и за себя не боится, но он впервые в жизни отказывается выполнить приказ партии — ведь в этом случае и Марианна за укрывательство будет привлечена к суду. Он возвращается в дом Марианны, где его уже ждут Дорле и Дюваль, которые сдают его полиции.

Чтобы заставить Дюваля снять обвинения с Поля, Марианна соглашается вернуться к мужу, и Поля освобождают.

На следующее утро, когда Марианна и её муж садятся за стол завтракать, Дюваль беря чашку кофе привычно оттягивает мизинец, и Марианна, раздраженная, выбивает чашку из его руки. Она едет к Полю, и они вместе садятся на пароход, чтобы уплыть в Америку.

В ролях

  • Лоретта Янг — Марианна Дюваль
  • Мелвин Дуглас — Поль Болие
  • Уна О’Коннор — Дорета, служанка
  • Юджин Паллетт — Морис Дюваль, банкир, муж Марианны
  • Алан Маршал — Андрэ Дорле, журналист, поклонник Марианны
  • Курт Боис — товарищ Тронавич
  • Кински Леонид — товарищ Ники
  • Тревор Бардетт — полицейский
  • Грэди Саттон — портной
  • Фрэнк Салли — дворецкий
  • Эвелин Янг — секретарша
  • Этельреда Леопольд — секретарша

В остальных ролях (в титрах не указаны):

  • Уильям Касл — полицейский
  • Нестор Пайва — полицейский
  • Эрни Адамс — рабочий
  • Джордж Беранджер — метрдотель
  • Уильям Ньюэлл — официант
  • Чарльз Вагенхейм — робкий официант
  • Вернон Дент — шеф
  • Фредерик Уорлок — коммунист, председатель партсобрания
  • Леонард Мьюди — коммунист, секретарь партсобрания
  • Гарри Симельс — товарищ
  • Джек Райс — шофёр Марианны

Критика

Фильм должен был представлять собой типичную для американского кино того периода сатиру на коммунизм, однако, не производил такого впечатления, даже скорее имел обратный эффект:

С тех пор как объявлен открытый сезон на коммунистов с «Ниночкой», парни в Голливуде стреляют в красных. И вот теперь «Он остался на завтрак» позволяет товарищам получить из обоих стволов сатирического поп-ружья. Но, рискуя быть заподозренными в том, что это орудие московского золота, мы вынуждены сообщить, что ущерб весьма незначителен.

— кинокритик Босли Краузер, газета «Нью-Йорк таймс», 1940 год