Трансильванская школа



Трансильванская школа (также Арделянская школа; Семиградская школа, Латинская школа, рум. Şcoala Ardeleană, Шкоала Арделянэ) — политическое и культурно-языковое движение румынской интеллигенции среди иезуитов и униатов на территории австро-венгерской Трансильвании.

История

Движение зародилось во второй половине XVIII — начале XIX веках как литературно-лингвистическое в Трансильвании, но в XIX — XX веках его ответвления постепенно распространились на территории Валашского княжества, а затем в Объединённого княжества Валахии и Молдавии и независимой Румынии.

Термину «румыны», прежде обозначавшему в Валахии крепостных крестьян, представители школы стали придавать этническое значение с целью подчеркнуть римское происхождение народа.

Представители Трансильванской школы ратовали за сближение румынской и западно-европейской литератур, отстаивали «чистое» латинское происхождение румын, доходя в этом до абсурда. Одно из направлений — пуристское отношение к славянизмам и искусственное латинизирование языка.

Именно представители школы окончательно закрепили в литературе термин «румынский язык».

С 1830-х годов в школах Валахии и Молдавии начали внедряться антирусские стереотипы. Со временем восприятие России стало меняться: вместо идеи всеправославного единства, союза против Турции (Османской империи) и консерватизма приходили идеи независимости, латинизма и реформизма по французскому революционному образцу.

Среди видных представителей данного движения — Самуил Мику-Клейн, Ион Будай-Деляну и Петру Майор.