Алатырь-камень



Алатырь-камень (латырь, бел-горюч камень, синий камень, алабор, алабырь) — в русских средневековых легендах и фольклоре священный камень, «всем камням отец», пуп земли, содержащий сакральные письмена и наделяемый целебными свойствами. Часто упоминается в русских заговорах, главным образом, приворотных, любовных, как «сила могучая, которой конца нет».

В стихе «Голубиной книги» алатырь ассоциируется с алтарём, расположенным в центре мира, посреди моря-океана, на острове Буяне. На нём стоит мировое дерево или трон мирового царствования. Камень наделён целебными и волшебными свойствами. В духовных стихах описывается, как «из-под бел-алатырь-камня» вытекает чудесный источник, дающий всему миру «пропитание и исцеление». Алатырь охраняют мудрая змея Гарафена и птица Гагана.

Цитаты

Заговорное слово

«Под восточной стороной есть окиан-синее-море, на том окияне на синем море лежит бело-латырь-камень, на том бело-латыре-камне стоит святая золотая церковь, во той золотой церкви стоит свят золот престол, на том злате престоле сидит сам Господь Исус Христос, Михаил-архангел, Гавриил-архангел…»

«Голубиная книга»

«С-под камешка, с-под белого латыря Протекли реки, реки быстрые По всей земле, по всей вселенную — Всему миру на исцеление, Всему миру на пропитание…»

Народный сказ

«Среди моря синяго лежит латырь-камень; идут по морю много корабельщиков, у того камня останавливаются; они берут много с него снадобья, посылают по всему свету белому. Потому Латырь-море морям отец, Потому Латырь-камень каменям отец!»

Происхождение слова

Этимология слова алатырь вызывает трудности. Слово объясняли через алтарь, Алатырь (город), латыгор (латыш). В статье «Алатырь в местных преданиях Палестины и легенды о Граале» А. Н. Веселовский исследовал легенды о почитаемых (сионских) камнях (в русской народной поэзии алтарный камень стал камнем Алатырем). По мнению О. Н. Трубачёва, слово алатырь славянского происхождения и родственно слову янтарь. Согласно точке зрения В. В. Мартынова, алатырь происходит от иран. *al-atar, букв. «бел-горюч», то есть эпитет камня является таким образом прямой славянской калькой его названия.

По словам Р. Якобсона в рецензии на Этимологический словарь русского языка М. Фасмера: «Самый драгоценный и чудодейственный камень (всем камням камень) русского фольклора алатырь или латырь несомненно является альтернантом слова латыгорь от Latýgora „Latgalia“ и означает „Латвийский (камень)“, то есть „янтарь“».

В культуре

  • Сказание о молодом боярине Дюке Степановиче («Во той ли во Индии во богатой…»):
«Сидит-то орёл на камени,
На том ли на камени на латыре»
  • Стихотворение К. Д. Бальмонта, «Камень-Алатырь» (1906)
  • Евгений Замятин, роман «Алатырь» (1914)
  • Михаил Шолохов, роман «Тихий дон», том первый, часть третья, глава шестая: упоминается в «Молитве от ружья» и «Молитве от боя»