Сибуя, Минору

01.11.2022


Минору Сибуя (яп. 渋谷実 Сибуя Минору, 2 января 1907, Токио, Япония — 20 декабря 1980) — японский кинорежиссёр и сценарист. Стажировался у таких известных мастеров экрана, как Кёхико Усихара, Микио Нарусэ и Хэйноскэ Госё. В период между 1937 и 1966 годами поставил 50 фильмов и был наряду с Ясудзиро Одзу и Кэйсукэ Киноситой одним из признанных мастеров кинокомпании «Сётику». В своём творчестве обращался к социальным драмам, комедиям и мелодрамам, характерным для «Сётику», сосредоточив своё внимание на простых людях и их повседневных заботах. Работы Сибуя характеризуют трезвый, реалистичный, вместе с тем сатиричный, а порой и злобно-саркастичный взгляд на японское общество послевоенного периода.

Биография

Ранние годы

Минору Катаяма (его настоящее имя) родился в токийском квартале Асакуса, ныне входящем в специальный район Тайто. После окончания средней школы поступил учиться на филологический факультет Университета Кэйо, где изучал английскую литературу. Незадолго до окончания учёбы у Минору начались сильные боли в грудной клетке, из-за чего он был госпитализирован в клинику города Нумадзу (префектура Сидзуока). После выздоровления, так и не получив диплома, заинтересовавшийся кинематографом юноша стал частенько наведываться на студию «Камата» киноконцерна «Сётику» в надежде получить хоть какую-то работу. Познакомился на киностудии с известнейшим в то время режиссёром Кёхико Усихарой, став его учеником, а в конечном итоге в 1930 году был принят на работу помощником режиссёра. Ассистировал Микио Нарусэ на поставленных им кинолентах «Еженощные сны» (1933) и «Улица без конца» (1934). Затем был помощником у популярного мастера бытовых драм и комедий Хэйноскэ Госё на съёмках фильмов «Бремя жизни» (1935), «Новый путь» и «Женщина ночи» (два последних — 1936). Поработал он и с выдающимся Ясудзиро Одзу, ассистируя ему на съёмках картины «Что забыла дама?» (1937). В 1936 году компания «Сётику» закрыла студию «Камата» и все сотрудники, в том числе и Сибуя перешли работать в новообразованную студию «Офуна», принадлежащую всё той же «Сётику».

Карьера в кино

Дебютировал в самостоятельной режиссуре в 1937 году, начав с бытовых мелодрам о проблемах воспитания детей. Его первые картины «Не говори своей жене» (1937), «Мама выходит замуж» (1937), «Мать и дочь» (1938) заслуженно принесли ему большой успех. Фильмы эти относились к типу подслащённых семейных драм в «духе студии Офуна», но в них ощущалась свежесть и чистота. Поэтому дебют молодого Сибуя вызвал шумное одобрение прессы. Критики журнала «Кинэма Дзюмпо» поставили его ленту «Мать и дочь» на третье место в числе лучших фильмов 1938 года. Благосклонные критики причислили Сибуя к числу перспективных молодых дарований наряду с Кодзабуро Ёсимурой и Кэнкити Харой. Исследование моральных дилемм в ранних работах Сибуя выгодно отличало его от Ясудзиро Симадзу, признанного мэтра «Сётику», однако в эти годы находившемуся уже на закате своей карьеры. И всё же некоторые из его последующих работ раннего периода были встречены довольно прохладно.

В связи со спадом производства в военные годы, Сибуя, как и многие из его коллег в период малокартинья оказался не у дел и в 1943 году был мобилизован в действующую армию. Служил в Китае (Шанхай, Нанкин, Гонконг и Гуандун). Под конец войны работал в отделе новостей в Гуанчжоу. После нескольких месяцев, проведённых в лагере для интернированных, в апреле 1946 вернулся на родину.

Его первый послевоенный фильм «Пламя любви» (1947) рассказывал о супружеской размолвке и желании развода. Съёмки этого проекта сопровождались грандиозным скандалом. Сибуя внёс значительные изменения в непонравившийся ему сценарий, что в свою очередь вызвало трения между ним и автором. Сценарист Эйдзиро Хисаита подал на режиссёра в суд. И хотя в результате этой свары в титрах сценаристом записан Минору Сибуя, а Хисаита лишь как автор идеи сюжета, но в последующие годы за режиссёром закрепилась слава скандалиста. В начале послевоенного периода Сибуя сделал несколько актуальных проблемных картин «Переполох» (1950), «Школа свободы» (1951), «Сегодня приёма нет» и «Современный человек» (оба — 1952), «Вверх тормашками» (1953), «Орден» (1954) и др., в которых непривычно сочетались послевоенные проблемы японского общества с социальной сатирой. Обращение к сатире в фильмах Сибуя того периода было не случайным, ибо он восхищался комедиями товарища по студии Юдзо Кавасимы. И всё же в его работах было более ощутимо влияние Одзу и Госё, а в дальнейшем сохранял верность стилю «Сётику». Разумеется, и сам он принимал участие в выработке этого стиля. Вот мнение известного японского критика и историка кино Акиры Ивасаки:

По своему мастерству Сибуя первоклассный режиссёр. Его фильмы отличаются красивой композицией, плавным темпом, энергичным монтажом. В картинах Сибуя всегда можно обнаружить несколько кусков, поражающих ярким рисунком. Иногда даже дух захватывает от того, насколько превосходна в них режиссёрская работа.

Большой успех имели фильмы «Посёлок безумных» (1957), посвящённый изучению непростых взаимоотношений между жителями крошечной сельской общины и «Модзу» (1961), горькой мелодрамы о матери и дочери, воссоединившихся после двадцатилетней разлуки. Сибуя с равным успехом снимал комедии и мелодрамы, оставив свой след в японском кино как ироничный, но сострадательный летописец трудностей послевоенного периода.

В 1965 году именно Сибуя стал тем режиссером, который завершил после смерти Одзу его последний незаконченный проект «Репы и морковки». В 1966 году Сибуя ушёл из большого кино на телевидение, где вплоть до 1977 года снимал сериалы. Минору Сибуя умер в 1980 году не дожив две недели до 74 лет.

Сибуя не очень хорошо известен за пределами Японии. Киновед Александр Джейкоби объясняет это тем, что главный популяризатор японского кино на Западе, американец Дональд Ричи недолюбливал режиссёра и был весьма критичен в своих книгах о его творчестве. Но его ценят и любят в родной Японии, где один из виднейших историков кино Акира Ивасаки оценил Минору Сибуя как первоклассного режиссёра и счёл его весьма значимой фигурой в истории развития национальной кинематографии. В 2011 году началось запоздалое открытие наследия режиссёра европейской публикой. В рамках 61-го Берлинского международного кинофестиваля, проходившего с 10 по 20 февраля, была показана мини-ретроспектива из 8 его работ. Программа настолько восхитила присутствовавшую на просмотрах публику, что дирекции киносмотра пришлось договариваться с японскими организаторами о повторном показе. Наконец, после щедрого согласия японцев, уже после окончания Берлинского киносмотра, с 23 по 28 февраля ретроспективу повторили в берлинском зале Arsenal, находящемся в ведении Берлинского института кино и видеоискусства.

Фильмография