Дал, Джон

13.01.2023


Джон Дал (англ. John Dahl, 1956, Биллингс, штат Монтана, США) — американский режиссёр кино и телевидения, сценарист, наиболее известный своими работами в жанре неонуар.

Жизнь и карьера

Джон Дал родился в городе Биллингс, штат Монтана. Он был вторым из четырёх детей (его брат — кинорежиссёр Рик Дал). Дал провел своё детство и юность в Монтане. Его интерес в кино проявился в семнадцать лет, когда он впервые увидел Заводной апельсин, как он рассказал Роберту Элдеру в интервью для The Film That Changed My Life:

Этот фильм так сильно захватил мое воображение. Это был первый фильм, в котором я увидел, я понял, что кто-то сделал этот материал. Кто-то должен был создавать эти наборы. Кто-то должен писать эти картины. Вдруг всё стало доступно. Фильм был очень убедительным и интересным для меня на очень многих уровнях. Единственное, что меня поразило, что кто-то сделал фильм, и что это было нечто, что может быть, возможно, мог сделать и я.

Оригинальный текст (англ.)[показатьскрыть] This film captured my imagination so much. It was the first film that I saw that made me realize that somebody has to make this stuff. Somebody has to build those sets. Somebody has to paint those paintings. All of a sudden it became accessible. The movie was so compelling and interesting to me on so many levels. The one thing that struck me was that somebody made a movie, and that it was something that maybe, possibly, I could do. —

Сначала он учился в университете Монтаны, а затем перевёлся в школу кино и фотографии университета штата Монтана, где он получил степень в кино. В это время Дал был студентом Билла Пуллмана. Его первый художественный фильм в университете с названием The Death Mutants имел бюджет в 12 000 долларов. В то же время он играл на гитаре в панк-рок-группе «The Pugs». Кроме того, в университете Монтаны он познакомился со своей женой Бет Фридберг, а после окончания школы они оба оставили Монтану для обучения в консерватории AFI в Лос-Анджелесе. Он пошёл на отделение режиссуры, а она на кинематографический.

Дал начал свою карьеру как художник раскадровки и ассистент режиссёра. Он продолжал в течение восьмидесятых снимать короткометражные фильмы и режиссировать музыкальные клипы Kool & the Gang и Джо Сатриани. Он, наконец, получил широкую известность как режиссёр после его первых двух фильмов: «Убей меня снова» и «На запад от красной скалы». Оба фильма были хорошо приняты публикой и критиками. Его третьим фильмом стал криминальный триллер Последнее соблазнение. Работа Линды Фиорентино в этом фильме номинировалась на Оскар, однако фильм был дисквалифицирован из-за показа по одному из кабельных каналов до церемонии. Даль также снял в этом фильме своего бывшего университетского преподавателя — Билла Пуллмана.

Дружит с Фрэнсисом Фордом Копполой, которому очень понравился фильм «Убей меня снова», и который убедил сниматься в фильме «На запад от красной скалы» своего племянника Николаса Кейджа.

Фильмография

Отдельная благодарность выражена в титрах фильма Майкла Матзура «Vacuity» 2012 года.

Награды и номинации

  • В 1990 году за фильм «Убей меня снова» получил гран-при фестиваля Festival du Film Policier de Cognac.
  • В 1994 году за фильм «Последнее соблазнение» номинировался на премию фестиваля MystFestв категории «Лучший фильм», получил премию Los Angeles Film Critics Association в категории «Новое поколение» и премию критиков французского фестиваля Festival du Film Policier de Cognac.
  • В 1995 году номинировался на премию Directors Guild of America за фильм «Последнее соблазнение». В этом же году дважды номинировался на премию «Независимый дух» за фильм «На запад от красной скалы» в номинациях лучший режиссёр и лучший сценарий (совместно с братом, Риком Далем).
  • В 1997 году за фильм «Незабываемое» получил приз зрительских симпатий фестиваля Festival du Film Policier de Cognac.
  • В 1998 году номинировался за фильм «Шулера» на Золотого льва Венецианского кинофестиваля.
  • В 2003 году получил премию Франклина Шеффнера от Американского института киноискусства