Спесивцев, Александр Николаевич



Александр Николаевич Спесивцев (род. 1 марта 1970, Новокузнецк) — российский серийный и массовый убийца, насильник и каннибал, в 1991 году и с февраля по октябрь 1996 года насиловал, пытал, убивал и ел женщин и детей. На его счету 4 доказанных убийства, первоначально его обвиняли в 19 убийствах. Точное их число до сих пор остаётся неизвестным, по некоторым данным, количество жертв маньяка может доходить до 82 человек. Преступления совершались в родном городе Александра — Новокузнецке. Особенностью его преступлений является совершение их в собственной квартире (очень редкий тип маньяка-«домушника»). В совершении преступлений ему помогала его мать, и при этом в квартире присутствовала сестра, которая в дальнейшем не понесла никакого наказания.

Биография

Александр Спесивцев родился 1 марта 1970 года в городе Новокузнецке, где он жил вместе со своей матерью Людмилой, отцом Николаем и старшей сестрой Надеждой. Отец сильно пил и изменял матери, но она с ним рассталась только через 15 лет, так и не оформив развод официально. Впоследствии в трёхкомнатной квартире своих родителей Спесивцев и совершал все преступления.

Александр Спесивцев родился с дефицитом веса и потом часто болел. До 12 лет он спал в постели матери. Его можно было назвать хулиганистым ребёнком, но мать всегда его защищала.

Когда Людмилу Спесивцеву, работавшую завхозом в школе, выгнали за хищения сантехники, она устроилась в суд помощницей адвоката. Она любила приносить домой фотографии трупов из уголовных дел и подолгу рассматривала их вместе с сыном. Уголовные дела заменяли Спесивцеву книги; он рассказывал, что у него было странное ощущение, когда он разглядывал фотоснимки. Сестра Спесивцева работала в том же суде секретарём.

В 1988 году Спесивцев был направлен на принудительное лечение в психиатрическую больницу № 12 Новокузнецка.

Преступления

В 1991 году Спесивцев познакомился с девушкой по имени Евгения Гусельникова. Они вместе гуляли, Александр читал ей стихи, но однажды избил её, и она решила разорвать отношения с ним. Тогда он запер девушку в своей квартире и месяц жестоко истязал. По официальной версии, она умерла от сепсиса. Всё её тело было покрыто гнойными нарывами, из-за которых врачи, скорее всего, и не установили истинную причину смерти.

Врачи выяснили, что Спесивцев нуждался в психиатрическом лечении, и в 1992 году по решению Новокузнецкого народного суда его отправили в Орловскую психиатрическую клинику с диагнозом «шизофрения». Через 3 года Спесивцев с признаками ремиссии был выписан из стационара. Записей о его выписке сделано не было, и правоохранительные органы считали, что он в клинике. Также его сильно беспокоило незаживающее воспаление полового органа, поскольку в клинике по его же собственной просьбе один из его соседей по палате вшил туда дробинку.

Первой его жертвой после выписки из психиатрической больницы стала маленькая девочка по имени Людмила. Спесивцев, пытаясь скрыть следы преступления, расчленил её труп, а его мать закопала останки на пустыре.

Согласно обвинительному заключению, с апреля по август 1996 года Спесивцев в своей квартире убил ещё 15 человек. Соседка, пенсионерка Лидия Веденина, звонила в милицию в начале лета с жалобами на трупный запах и оглушающе громкую музыку из квартиры Спесивцевых. Она настоятельно просила его проверить, но никто так и не пришёл.

Последних трёх жертв маньяка 24 сентября 1996 года мать Спесивцева заманила в квартиру к сыну сама под предлогом помочь открыть дверь. Спесивцев сразу убил 13-летнюю Настю, которая попыталась ударить его, чтобы спастись. Двух других он около месяца держал прикованными самодельными наручниками, всячески издевался, изощрённо пытал, насиловал, заставлял разрезать тело подруги и есть её останки. Всё это время в квартиру часто приходили его мать и сестра, которые видели происходящее, но ничего не предпринимали. Затем он жестоко убил 13-летнюю Женю и заставил последнюю жертву, 15-летнюю Олю, расчленить тело и есть суп из мяса собственной подруги вместе с ним. Кости подруг на её глазах грызла собака Спесивцева.

Поймали Спесивцева случайно: во время планового обхода с целью профилактики перед зимним отопительным периодом бригада сантехников постучалась в квартиру маньяка. Тот отказался их впускать, мотивируя это тем, что его заперли по причине наличия у него психического расстройства. Сантехники вызвали участкового, который взломал дверь. В ванне оперативники обнаружили торс девочки без рук и ног, а из бака извлекли отрубленную голову и грудную клетку. Сам Спесивцев сумел убежать по крыше дома, однако через два дня был арестован у собственного подъезда.

После освобождения из плена взятая маньяком в заложницы 15-летняя Оля Гальцева успела дать против него подробные показания и скончалась через три дня в больнице от перитонита и отёка лёгких.

Из показаний потерпевшей:

Когда Андрей (так Спесивцев представился девочкам) убил Настю, ночью он велел нам разрезать труп на части, чтобы легче было прятать. Он дал нам ножовку по металлу, ею мы и разрезали труп, отрезали мясо от костей ножом. Сам он этого не делал, только командовал. Мясом и костями кормил собаку. Отрезанные части мы с Женей носили в ванную, там складывали в ванну и бачок. И бабка, и женщина всё это видели, присутствовали в квартире. Это точно. Все остальные дни он бил нас с Женей. Сломал руку Жене, разбил ей голову, несколько раз зашивал ей голову сам простой иголкой с ниткой.

Расследование дела

Одно из захоронений на пустыре между педагогическим институтом и танцплощадкой милиция обнаружила ещё до ареста Спесивцевых в июне 1996 года. Здесь было обнаружено около 70 фрагментов детских тел. Эксперты установили тогда, что они принадлежат 15 детям в возрасте от 3 до 14 лет.

В это же время Спесивцев затаился, а вскоре по городу Тольятти и его окрестностям произошла серия жестоких изнасилований и убийств детей, схожих по почерку. Маньяка установили быстро — им оказался безработный Олег Рыльков. Поначалу его приняли за маньяка из Новокузнецка, однако вскоре в городе исчезли три последних жертвы.

Были проверены картотеки психиатрических клиник, однако Спесивцев не попал в поле зрения следствия по причине бюрократической ошибки — согласно документам, он по-прежнему находился на лечении в Орловской психиатрической больнице.

В итоге Спесивцева обвинили в 19 убийствах. Он признался в них, но потом от своих слов отказался. Следствие смогло доказать его участие в четырёх преступлениях.

Для идентификации останков нужна была дорогостоящая генетическая экспертиза. В Новокузнецк была вызвана криминалистическая лаборатория, которая занимала вагон пассажирского поезда, однако средств на всестороннее исследование не хватило.

Точное количество жертв Спесивцева не было установлено. Во время обыска было найдено около 40 ювелирных украшений и 82 комплекта окровавленной одежды, а также фотографии неизвестных детей в обнажённом виде. Не все вещи смогли опознать родственники погибших от рук маньяка детей.

По оценке оперативного сотрудника МВД России Анатолия Деркача, главным мотивом Спесивцева при совершении преступлений было желание поглумиться и поиздеваться над своими жертвами, поскольку, угрожая ножом и принуждая девушек к половому акту, он заставлял их молить о пощаде, что вызывало у Спесивцева чувство собственной значительности и всесильности.

Суд и после суда

В 1997 году за убийство трёх девочек Спесивцев, признанный совершившим это преступление в состоянии вменяемости, был приговорён к 10 годам лишения свободы.

В 1998 году началось рассмотрение нового дела по статье 208 УК РФ «Организация незаконного вооруженного формирования». В Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского Спесивцев прошёл новое психиатрическое освидетельствование и был признан совершившим первое убийство в состоянии невменяемости. По новому решению суда убийца был отправлен на принудительное лечение в Волгоградскую психиатрическую больницу специального типа с интенсивным наблюдением (Волгоградская область, Камышинский район, село Дворянское). По словам первого заместителя начальника УМВД России по Новокузнецку (Александр Коломиец), в случае выздоровления Спесивцева ему грозит большой срок лишения свободы за те преступления, которые он совершил в состоянии вменяемости.

Мать Спесивцева, 60-летняя Людмила Яковлевна, призналась, что сама приводила девочек к сыну, а потом хоронила их останки. Обвинение настаивало на 15 годах лишения свободы для неё, а защита просила вынести Спесивцевой полностью оправдательный приговор. Сама Спесивцева свою вину не признала. Суд признал её виновной в соучастии в трёх убийствах и приговорил к 13 годам лишения свободы с содержанием в колонии общего режима. В 2008 году она была освобождена, вместе с дочерью проживала в одном из посёлков вблизи от города Осинники.

Сестра Спесивцева, несмотря на то, что фактически являлась укрывателем преступлений, никакого наказания не понесла.

По состоянию на 2019 год и Александр, и Людмила Спесивцевы были живы.