Неуправляемый (фильм, 2010)



«Неуправляемый» (англ. Unstoppable — неостановимый) — американский фильм-катастрофа по сценарию Марка Бомбэка с Дензелом Вашингтоном и Крисом Пайном в главных ролях. Последняя режиссёрская работа Тони Скотта повествует о двух железнодорожниках, которые пытаются остановить неуправляемый поезд с токсичным грузом. В США фильм вышел в прокат 12 ноября 2010 года, в России — 25 ноября.

Сюжет фильма основан на реальных событиях, которые произошли с поездом, «вышедшим из-под контроля», 15 мая 2001 года.

Сюжет

Слоган: «Миллион тонн стали. Сто тысяч жизней на кону. Сто минут до катастрофы»

Действие разворачивается в штате Пенсильвания на вымышленной дороге Allegheny and West Virginia Railroad (AWVR). На юге штата на станции Брюстер на работу заступают машинист Френк Барнс (Дензел Вашингтон) и помощник машиниста Уилл Колсон (Крис Пайн). Они впервые работают вместе и значительно отличаются друг от друга: Френк Барнс — машинист с 28-летним стажем, тогда как Уилл Колсон — это 27-летний парень, который до этого прошёл лишь 4-месячный курс подготовки. Их работа в этот день — следовать на локомотиве в Милзбург, прицепить там небольшой грузовой поезд и провести его по дороге на север. У обоих проблемы в личной жизни — Колсон судится с женой Дарси за право общения с ребёнком, Барнс в ссоре с дочерьми. Общение между Колсоном и Барнсом не складывается, так как Колсон по неопытности прицепил слишком много вагонов, что грозит обоим дисциплинарным взысканием, к тому же Барнс уверен, что дядя Колсона занимает высокий пост в железнодорожной компании и поэтому Колсону все простят. Он также зол, потому что ему пришло уведомление о сокращении с сохранением половины льгот.

В это время в северной части штата на станции Фуллер необходимо срочно переставить железнодорожный состав 777 («Три семёрки») на другой путь, в результате чего смотрители поездов в спешке не соединяют должным образом все рукава тормозной магистрали. Окончательно усугубляет ситуацию сам машинист локомотива Дьюи (Итэн Сапли), который выпрыгивает с медленно едущего поезда, чтобы перевести расположенную впереди стрелку, несмотря на протесты смотрителя Джиллиса. Однако стоило ему спрыгнуть с локомотива, как рукоятка контроллера самостоятельно переводится на максимальную тягу. Скорость поезда начинает быстро нарастать, и Дьюи не удается догнать локомотив.

Узнав об этом происшествии, дежурная по станции Фуллер Конни Хупер (Розарио Доусон) звонит своему знакомому, бывшему полицейскому Нэду Олдэму, и просит его перевести стрелку на ближайшем обгонном пути. Также она посылает Дьюи и Джиллиса в погоню за поездом на локомобиле. Прибыв в назначенное место, Нэд ожидает поезд, однако он не появляется. Вместо этого появляется локомобиль с Дьюи и Джиллисом. После того, как Нэд сообщает эту информацию Хупер, она понимает, что двигатель локомотива включен. Она звонит в полицейское управление и просит перекрыть все железнодорожные переезды на магистрали.

«Три семёрки» чудом не сталкивается с поездом, в котором едут дети.

На обгонном пути Джиллис пытается попасть в кабину локомотива, перелезая с двери локомобиля, однако между путями оказывается светофор, который отрывает дверь, в результате чего Джиллис чуть не погибает, вовремя успев заскочить в локомобиль.

На станцию Фуллер прибывает инспектор по безопасности Скотт Вернер. Он сообщает неутешительные новости: жидкий фенол в вагонах – очень взрывоопасная смесь и если поезд пустить под откос в населенном пункте, то произойдет страшная катастрофа и экологическое бедствие.

На одном из переездов зазевавшийся водитель грузовика поздно замечает полицейского и врезается в фургон с лошадьми. Хозяева успевают увести животных вовремя, прежде, чем поезд разносит фургон в щепки.

Колсон и Барнс уже на подходе к обгонному пути. Барнс против остановки, ведь он знает, что поезд не поместится на этот путь, который по документам длиннее, чем на самом деле. После словесной перепалки Колсон все же принимает доводы Барнса и они продолжают свой путь по магистрали.

Вице-президент по движению Оскар Гэлвин придумывает план, по которому перед составом ставится тепловоз, который будет его тормозить, а тем временем морской пехотинец Райан Скотт с вертолета на троссе спустится в кабину и остановит «Три семёрки». Он сообщает его владельцу железнодорожной компании, тот согласен, ведь пуск поезда под откос грозит колоссальными убытками и падениями акций компании. План проваливается, Скотт врезается в лобовое стекло локомотива и теряет сознание, а на следующей стрелке второй локомотив сходит с рельс и взрывается; его машинист Джадд Стюарт погибает.

Поезд, в котором едут Колсон и Барнс, успевает проскочить на следующем обгонном пути, лишь последний вагон «Три семерки» разносит на куски. Барнс в зеркало видит, что коготь автосцепки открыт. У него возникает план: догнать «Три семёрки» задним ходом и попытаться его остановить. Колсон вначале против этой идеи, но затем, оценив ситуацию, все же запрыгивает в локомотив, и они едут за поездом «Три семёрки».

Железнодорожники используют «стандартный вариант» — переносные сбрасыватели, для того, чтобы пустить поезд под откос, однако состав на скорости просто сносит их и движется дальше.

Колсон и Барнс продолжают погоню за поездом. Им необходимо его остановить, ведь в городе Стэнтоне, который уже рядом, железная дорога делает резкий поворот на эстакаде с ограничением в 25 км/час, по которому стремительно несущийся поезд (со скоростью 115 км/час) не сможет пройти и опрокинется. В самом Стэнтоне начинается всеобщая эвакуация. Жена Колсона Дарси, живущая в Стэнтоне, узнает из выпуска новостей о том, что её муж рискует жизнью ради спасения города. Дочери Барнса также видят в том же выпуске своего отца.

Во время сцепки с «Тремя семёрками» Колсон ранит ногу, но Барнс останавливает ему кровотечение, перевязав ногу скотчем. Барнс пытается затормозить состав, но у него ничего не получается. Внезапно Колсону приходит мысль использовать ручные тормоза на вагонах. Он занимает место машиниста, а Барнс выходит из кабины и начинает крутить рычаги ручного тормоза на каждом вагоне. Вначале это помогает снизить скорость, но затем тормозные колодки на локомотиве Барнса и Колсона сгорают. Состав снова начинает набирать скорость и уже входит в Стэнтонский поворот. Остается единственный вариант, который использует Колсон: реостатное торможение. Несмотря на перегрев двигателя, реостатное торможение срабатывает, и поезд проходит поворот, хотя при этом чуть не опрокидывается, балансируя на одном рельсе. Он продолжает движение дальше.

На участке, где железная дорога и автомобильная параллельны, Нэд Олдэм догоняет локомотив. Он кричит Колсону, чтобы тот прыгал в его пикап. После прыжка Нэд довозит Колсона до кабины локомотива «Три семёрки». Колсону удается прыгнуть и ухватиться за перила лестницы. Он пробирается в кабину локомотива и останавливает весь состав.

Все рады хорошему концу. Колсон мирится с женой, Барнс — с дочерьми. Барнса и Колсона признают героями. В конце фильма рассказывается о судьбе всех участников истории: Фрэнка Барнса повысили, он продолжил работать на железной дороге, сейчас он на пенсии с сохранением всех льгот. Уилл Колсон женат на Дарси, они ждут второго ребёнка. Кони Хупер повышена до вице-президента по движению, бывшего места работы Оскара Гэлвина, Райан Скотт жив, и у него все хорошо. Нэд Олдэм в настоящее время ведет собственное реалити-шоу. Дьюи в настоящее время работает в индустрии быстрого питания.

В ролях

История создания фильма

Вдохновение

15 мая 2001 года в штате Огайо на одном из отделений дороги CSX Transportation произошло серьёзное ЧП: со станции в Уолбридже (близ Толедо) из-за ошибки машиниста «сбежал» неуправляемый состав из 47 вагонов, ведомых тепловозом SD40-2 № 8888. Поезд-беглец, получивший обозначение CSX 8888 и прозвище «Сбежавшие восьмёрки», ехал на максимальной тяге тепловоза, а положение осложнялось тем, что в составе находились две цистерны с ядовитым химикатом — фенолом, из-за чего крушение поезда могло привести к экологической катастрофе. Попытки сбросить поезд с рельсов путём постановки перед ним переносных сбрасывателей не увенчались успехом, так как мчащийся со средней скоростью более 70 км/ч поезд массой около трёх тысяч тонн имел настолько высокую инерцию, что эти сбрасыватели были попросту выбиты, ничуть не замедлив «беглеца». В одном из пристанционных городков полицейские попытались остановить поезд выстрелом из ружья в кнопку аварийной остановки двигателя, не зная что её нужно держать нажатой в течение нескольких секунд.

Неуправляемый поезд следовал почти 2 часа, когда его нагнал и сцепился с ним другой тепловоз, который за счёт собственных тормозов снизил скорость поезда до 11 миль в час, после чего в головной локомотив (№ 8888) на ходу заскочил опытный машинист Джек Хосвельд, который отключил тягу локомотива и, наконец, остановил неуправляемый поезд. В ходе данного происшествия никто не пострадал, лишь оказался слегка ранен машинист сбежавшего поезда, которого протащило свыше 20 метров по путям, когда тот попытался заскочить в убегающий поезд.

Впоследствии инспекторы обнаружили целый ряд незначительных ошибок, которые совместно и привели к случившемуся, при этом указав, что повторение данного происшествия слишком маловероятно. Однако почти сразу после ЧП в обществе начались волнения по поводу того, что подобное может всё же повториться, причём и поезд может быть больше, да и груз более опасным.

Отличия сюжета от реальных событий

В целом, сюжет фильма повторял реальные события, но был сделан ряд изменений на повышение зрелищности и драматизма. Прежде всего действие перенесли из штата Огайо в Пенсильванию. Число цистерн с фенолом увеличили с двух до восьми, то есть в четыре раза, а токсичность фенола повысили на порядок, к тому же в фильме он стал взрывоопасен. Масса поезда была повышена с 2900 до почти 5000 тонн, хотя число вагонов при этом сократилось с 47 до 39. Локомотивами поезда вместо SD40-2 № 8888 стали AC4400CW № 777 и 767, из-за чего выходная мощность возросла с 3000 до 2×4400 л. с. Догоняющий локомотив остался без изменений (SD40-2), но бригаде данного локомотива доверили и «честь» остановить неуправляемый поезд. Несколько упростили причину ухода поезда от машиниста: в реальности машинист настолько быстро переключал тормозной регулятор и регулятор тяги, что силовая схема локомотива не успела перевестись из режима тяги в режим торможения; в фильме же во всём оказался виноват тормозной регулятор, который самопроизвольно переключился из режима торможения в режим тяги.

Нашли отражение в фильме и ряд попыток остановить поезд-беглец. Так число полицейских, пытавшихся на ходу выстрелить по кнопке аварийного отключения дизеля, возросло с двух до целой шеренги. Показана в фильме и попытка остановки поезда за счёт впереди идущего локомотива, которая в реальности хоть и планировалась, но не была реализована. Можно также в фильме отметить ряд намеренных ошибок:

  • Стоило только Френку и Уиллу поехать за поездом-беглецом, как уже всего через несколько минут в новостях говорили о них всю подробную информацию. На деле же любая железная дорога, даже вымышленная, является стратегическим объектом, поэтому журналисты не могли иметь доступа к базе данных о машинистах дороги.
  • Машинисты и начальник дороги активно беседуют о положении на участке с дежурной по станции (её играет Розарио Доусон), хотя за него должен отвечать поездной диспетчер (его играет Кевин Чэпмен), который к тому же по статусу выше дежурной по станции. Достаточно сравнить со схожим фильмом «Поезд-беглец», где дежурный по станции почти сразу передаёт наблюдение за беглецом диспетчеру.
  • Реостатное торможение осуществляется за счёт тяговых электродвигателей (ТЭД), а не за счёт тормозных колодок, поэтому искр из-под колёс быть не должно, но должны были характерно гудеть ТЭД (известно как «пение»), работающие в генераторном режиме, а также вентиляторы охлаждения тормозных резисторов.

Из сюжетных ошибок можно отметить неверно указанную Барнсом мощность локомотива № 1206 — 5000 л. с. (3700 кВт), тогда как реальная мощность тепловозов SD40-2 в полтора раза ниже — 3000 л. с. (2200 кВт).

Подбор актёров

Поезда в фильме

В общей сложности в фильме «сыграли» порядка 10 тепловозов и около 60 вагонов, а также несколько макетов вагонов и передних частей локомотивов (для сцен с крушениями и столкновениями).

В роли локомотивов № 777 и № 767, что вели неуправляемый поезд, в начале фильма (включая сцены со столкновениями) снялись тепловозы GE AC4400CW (не путать со схожим и более распространённым GE Dash 9-44CW) № 9782 и № 9175 соответственно, которых позже сменили № 9777 и № 9758. Все они были арендованы у Canadian Pacific Railway, а опознать их можно по маленьким номерам на раме: 777-1, 767-1, 777-2 и 767-2 соответственно. Локомотивом № 1206, на котором ехали Барнс и Колсон, были арендованные у Wheeling and Lake Erie Railway (W&LE) тепловозы EMD SD40-2 № 6354 и № 6353, а также дополнительно ещё один (оригинальный номер не установлен) для сцен крупным планом. Отличить эти три тепловоза в фильме можно по маленьким номерам 1206-2, 1206-3 и 1206-1 на раме.

Локомотивами сплотки № 7375—7346, с помощью которой пытались остановить поезд-беглец, являются тепловозы EMD SD40-2 (также с W&LE) № 9352 и № 9351. Эти же два тепловоза «сыграли» роль локомотивов № 5624 и № 5680. В «роли» локомотива № 2002, что вёл экскурсионный поезд с детьми, участвует GP11 (переделка из EMD GP9). Пассажирские вагоны для этого поезда были предоставлены Оррвильским обществом железнодорожного наследия (англ. Orrville Railroad Heritage Society).

Критика

Фильм получил положительные отзывы кинокритиков. На сайте Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг 87 % на основе 194 рецензий со средним баллом 7,3 из 10. На сайте Metacritic фильм имеет оценку 69 из 100 на основе 34 рецензий критиков, что соответствует статусу «в целом положительные отзывы».