Городской музей (Амстердам)

05.03.2023


Городской музей Амстердама, Стеделейкмюсеум (нидерл. Stedelijk Museum, МФА: [ˈsteːdələk myˈzeːjʏm]) — художественный музей в Амстердаме. В непосредственной близости от него располагаются также Музей Винсента ван Гога и Рейксмюсеум.

Городской музей был основан в Амстердаме в 1895 году в качестве музея истории города. В здании, построенном в стиле неоренессанса, первоначально демонстрировалась мебель, монеты, изделия из серебра, украшения и жилая обстановка из старых амстердамских домов, помимо этого посетители могли ознакомиться с коллекцией оружия и экспозицией старинной аптеки. В 1920—1940 годах часть фондов музея была передана в другие музейные учреждения. В это же время была создана коллекция современного нидерландского и французского искусства. С 1930 года музей хранил обширную коллекцию произведений ван Гога, которая в 1972 году переехала в собственное здание. Лишь к началу 1970-х годов экспозицию музея покинули последние предметы исторической жилой обстановки, и музей стал выступать в новом качестве — первого в Амстердаме музея современного искусства.

Коллекция

Описание

В Городском музее представлены все известные направления современного искусства. Это и классический модернизм (Пабло Пикассо, Клод Моне, Пьер-Огюст Ренуар, Поль Сезанн, Василий Кандинский, Марк Шагал), художественные группы «Стиль» (Пит Мондриан, Тео ван Дусбург, Геррит Ритвельд) и КОБРА. Казимир Малевич представлен 29 работами. В собрании Городского музея есть немецкие экспрессионисты, американский поп-арт, видеоарт (Нам Джун Пайк, Брюс Науман), Арте повера и другие современные художники.

В ноябре 2009 года музей начал проект по оцифровке около 1,5 миллиона исторических документов с 1895 по 1980 года. Право собственности на документы было официально передано городскому архиву Амстердама, но документы останутся в музее до завершения проекта оцифровки.

В начале 2010 года музей в партнерстве с дизайнерским агентством Fabrique и фирмой дополненной реальности Layar разработали виртуальные художественные туры под названием "Artours". Используя технологию смартфонов, посетители получают дополнительные истории и изображения о экспонатах и внутри музея, и за его пределами по всему городу. В конце 2011 года публике было предложено добавить свои собственные рассказы, изображения и другую информацию через открытую платформу.

В 2018 году в хранилище была обнаружена 40-футовая фреска Кита Харинга 1986 года, через несколько лет после завершения покрытая листами алюминия, - крупнейшая публичная работа художника для его первой персональной музейной выставки.

Битва за Малевича

Амстердамское собрание работ Малевича — крупнейшее за пределами бывшего СССР — было в 1958 г. приобретено городскими властями за солидную по тем временам сумму в 120 тысяч гульденов у наследников известного архитектора Гуго Геринга. Тот вывез эти полотна из нацистской Германии, где они подлежали уничтожению как «дегенеративное искусство». В руки Геринга картины Малевича попали случайно: более ста полотен художник оставил под его присмотром в 1927 году, когда они выставлялись в Берлине, а самого автора срочно вызвали на родину.

Когда в 2003—2004 гг. музей выставлял полотна Малевича в США, наследники художника оспорили права Геринга (и, соответственно, музея) распоряжаться ими. После 4-летнего судебного разбирательства стороны пришли к мировому соглашению, согласно условиям которого музей уступил наследникам пять значимых картин из своего собрания.[1] В ноябре 2008 г. одна из уступленных музеем «Супрематических композиций» была продана на аукционе «Сотбис» за рекордную для русских художников сумму в 60 млн долларов.[2]

Вандализм и воровство

Натюрморт с бутылками и яблоками Поля Сезанна был украден в 1988 году

21 марта 1986 года Джерард Ян ван Блейдерен в состоянии психоза порезал картину Барнетта Ньюмана "Кто боится красного, желтого и синего III" (1967) кухонным ножом. Он был приговорен к восьми месяцам тюремного заключения и двум годам условно, с запретом посещать музей в течение трех лет. 21 ноября 1997 года он же порезал картину "Собор" (1951), также написанную Барнеттом Ньюманом. В суде он признал себя невменяемым, не был осужден, но получил пожизненный запрет на посещение музея.

20 мая 1988 года произошла первая и единственная кража: картины "Ваза с гвоздиками" (1886) Винсента ван Гога, "Улица в Невере" (1874) Йохана Джонгкинда и "Натюрморт с бутылками и яблоками" Поля Сезанна были украдены во время взлома. Полицейские притворились покупателями, вор был арестован и осужден, 31 мая 1988 года картины были возвращены без повреждений.

15 мая 2011 года на Музейной площади болельщики отмечали победу футбольного клуба Аякс и повредили крышу одного из крыльев здания и стеклянные панели, в результате чего ущерб составил 400 000 евро и празднование следующей победы в 2012 году было перенесено на стадион Амстердам Арена.

Галерея

  • Читающая женщина, Эдуард Мане, ок. 1880

  • Энн, лежащая обнаженной на желтой ткани, Георг Хендрик Брейтнер, ок. 1888

  • Колыбельная, Винсент Ван Гог, 1889

  • Землекопы, Винсент Ван Гог, 1889

  • Дровосек, Казимир Малевич, 1912–13

  • Супрематическая живопись (с черной трапецией и красным квадратом), Казимир Малевич, 1915

  • Композиция XIII, Тео ван Дусбург, 1918

  • Натюрморт, Тео ван Дусбург, 1918

  • Коровник, Ловис Коринт, 1922

  • Обнаженная за занавеской, Эрнст Людвиг Кирхнер, 1910-1926

  • Композиция №. III с красным, желтым и синим, Пит Мондриан, 1927

Реконструкция

В 2004 году было принято решение закрыть музей на реставрацию. Причинами этого послужило отсутствие современной климатической установки в старом здании музея, а также необходимость увеличения выставочной площади. Архитектурное бюро Бентхем Крауэл разработало проект расширения музея. Реконструкция завершилась 22-23 сентября 2012 года, музей вновь открыт для посетителей.

Новое крыло музея, со стороны Музейной площади (Museumplein), представляет собой гигантскую ванну, составленную из 271 панелей из синтетического материала Tvaron, используемого также в кораблестроении. Гигантский козырек защищает ожидающих на улице посетителей музея от дождя. В новом крыле находится аудитория и выставочные залы, а также ресторан, музейный магазин и билетные кассы. Площадь музея после реконструкции удвоилась и составляет около 8.000 кв.м.

Источник:

  • [3] официальный сайт музея (нид.)