Эфрусси, Елена Самойловна



Елена Самойловна Эфрусси (19 марта / 1 апреля 1904, село Богородское (ныне в черте Москвы) — 28, по другим данным 29 апреля 1991, Москва) — советский музыкальный педагог, преподаватель фортепиано в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных, автор методических пособий. Сестра генетика Б. С. Эфрусси.

Биография

Е. С. Эфрусси получила хорошее общее образование в семье и в Первой городской гимназии на Знаменке (свободно владела французским и немецким языками). По удивительному совпадению в здание, где когда-то находилась гимназия, в 1962 году переехала Московкая средняя специальная музыкальная школа имени Гнесиных, где более сорока лет работала Эфрусси. После Октябрьской революции родители эмигрировали во Францию, и она в 15 лет осталась в Москве вместе со старшей сестрой Зинаидой. Для обеспечения жизни в послереволюционные годы уже с 13 лет ей пришлось давать уроки французского и немецкого, а также и русского языка в различных домах. Больше с родителями она не виделась (вела только переписку), а с братом встретилась единственный раз в 1962 году, когда он приехал в Москву на научный конгресс.

Музыкой начала заниматься частным образом в детстве. Затем училась в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества (среди ее педагогов там — М. С. Неменова-Лунц). После его закрытия в 1921 году была вместе с еще двумя учениками отобрана к зачислению без экзаменов в Московскую консерваторию. Здесь ее основным наставником стал Григорий Петрович Прокофьев (1884—1962). Он был крупным исследователем в области фортепианного исполнительства, методики и педагогики и основал в консерватории Инструкторско-педагогический факультет, а в составе Государственного института музыкальной науки — ГИМН — Научно-исследовательскую музыкально-педагогическую лабораторию. Поддерживая интерес Е. С. Эфрусси к педагогике, Прокофьев привлек свою ученицу к экспериментальным исследованием в лаборатории, сотрудником которой она стала, не окончив консерваторию (отсутствие законченного высшего образования не помешало Эфрусси стать не только специалистом высокого класса, но и пользоваться значительным авторитетом среди педагогов-музыкантов, неоднократно приглашавших ее выступать на курсах повышения квалификации).. Будучи сотрудницей лаборатории, изучала процесс воспитания слуховых представлений и навыков у начинающих пианистов. Результаты ее практических исследований отражены и в трудах лаборатории, и в фундаментальном труде Б. М. Теплова «Психология музыкальных способностей». В лаборатории она оставалась работать до ее закрытия в 1941 г. , параллельно вела занятия и в музыкальных школах.

В 1941—1943 годах находилась в эвакуации в Чувашской АССР, где также преподавала (некоторое время среди ее учеников был Андрей Эшпай). По возвращении в Москву работает в Детской музыкальной школе Ленинградского района, а с 1949 года (первое время совмещая с прежней работой) она приглашается в качестве педагога специального фортепиано в Московскую среднюю специальной музыкальную школу имени Гнесиных (Гнесинскую десятилетку), где трудится до конца жизни. Е. С. Эфрусси быстро становится одним из ведущих педагогов школы, завоевывает признание как среди коллег, так и у многих музыкальных педагогов Москвы и других городов. Вместе со своими ближайшими коллегами она готовит к изданию сборники, ставшие важным методическим подспорьем для педагогов музыкальных школ, обогатившим репертуар учащихся как этюдами на различные виды техники, так и редко исполняемыми произведениями И. С. Баха.

За долгие годы работы Эфрусси воспитала множество музыкантов. Главная отличительная черта ее педагогики — бесконечная любовь к детям и неизменный интерес к их творческому развитию. К ученикам она относилась чрезвычайно бережно, чутко улавливая индивидуальность каждого и стараясь способствовать подлинному ее развитию — пробуждению фантазии, интереса и широты взгляда по отношению к музыке, глубины проникновения и искренней человеческой отдачи в исполнительском творчестве. Не формулируя каких-то единых методических догматов (во время консультаций младших коллег она неоднократно подчеркивала, что «с каждым учеником все забывается и начинается заново»), ее колоссальный опыт позволял применять целый комплекс важнейших принципов, среди которых — непримиримость в вопросах высокого музыкантского вкуса, недопустимость «бездушной» игры «одними руками», постепенность в развитии, исключающая ускоренное усложнение репертуара. Среди многих любимых способов технической работы — игра на крышке рояля и с закрытыми глазами.

Дружила и много лет жила в одной квартире с педагогом Анной Павловной Кантор (на 3-й Фрунзенской улице, дом 9, квартира 32). Оказала большое влияние на формирование в детские годы Евгения Кисина, по его собственным словам.

Огромная любовь к Елене Самойловне Эфрусси учеников, коллег, друзей была откликом на ее удивительную доброжелательность, общительность, склонность к юмору, а также редкостную интеллигентность, выражавшуюся и в подлинной скромности.

Семья

Отец — Самуил Осипович Эфрусси, химик и предприниматель. Мать — Либа Менделевна Эфрусси, ур. Фуксельман.

Сестра — Зинаида Самойловна Эфрусси (1899—1985). Жила в Москве.

Брат — Борис Самойлович Эфрусси (1901—1979), выдающийся генетик, член Французской академии наук (с 1919 г. жил в Париже).

Двоюродные сестры: Сарра Борисовна Закс (1898—1981), филолог; Анна Борисовна Закс (1899—1996), историк; двоюродный брат: Яков Исаакович Эфрусси (1900—1996), инженер-изобретатель.

Племянница — Анна Эфрусси, генетик, член Французской академии наук.

Тети: Полина Осиповна Эфрусси, психолог; Зинаида Иосифовна Минчик, врач; дядя: Борис Осипович Эфрусси, экономист и журналист.

Ученики

Среди воспитанников Е. С. Эфрусси в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных: композитор Давид Тухманов, концертирующие пианисты Михаил Оленев — профессор Московской консерватории, Владимир Бакк, Аня Алексеева (Маневская), Лариса Оберфельд, Ксения Башмет, органистка и музыковед Оксана Фадеева, музыкальный критик Юлия Бедерова, пианисты — солисты, педагоги и концертмейстеры Петр Изотов, Наталия Ардашева, Евгений Гутман, Юлия (Джулия) Зильберквит, Татьяна Саркисова, Ирэн Крупицкая, Ольга Цехановская (Игнаткина), Алексей Дашков и многие другие.

Методические пособия

Этюды. Вып. 1. Двойные ноты и аккорды стаккато. Вып. 2. Октавная техника / Составители Ф. Г. Кантор, Э. М. Федорченко, Е. С. Эфрусси / Средняя специальная музыкальная школа-десятилетка при ГМПИ им. Гнесиных — М., 1955 (стеклограф)

И. С. Бах. Сборник клавирных пьес / Составители Э. М. Федорченко и Е. С. Эфрусси / Средняя специальная музыкальная школа-десятилетка при ГМПИ им. Гнесиных — М., 1961 (стеклограф)

Этюды для развития техники левой руки / Составители А. П. Кантор, А. М. Трауб, Е. С. Эфрусси. — М.: Сов. композитор

Этюды для фортепиано. Координация рук в одновременном движении. В 2-х частях / Редакторы-составители А. П. Кантор, А. М. Трауб, Э. М. Федорченко, Е. С. Эфрусси. — М.: Сов. композитор, 1983.