Военно-воздушные силы Ганы
04.05.2023Военно-воздушные силы Ганы (англ. Ghana Air Force) — военное подразделение Вооруженных сил Ганы, предназначенное для обеспечения безопасности воздушного пространства, выполнения транспортных миссий, поддержания наземных операций и ведения воздушного боя, а также перевозки правительственных чиновников, включая президента. Совместно с армией и флотом, ВВС составляют Вооруженные силы Ганы, подконтрольные Министерству обороны Ганы.
Всего в ВВС Ганы имеется 38 воздушных судов: два реактивных истребителя Aero L-39 Albatross и 11 вертолётов различных типов и назначений. Некоторое количество воздушных судов не эксплуатируются из-за отсутствия запасных частей.
История
Военно-воздушные силы Ганы ведут свою историю с 24 июля 1959 года, когда с указа парламента была основана в Аккре авиационная станция для Королевских ВВС Великобритании «Такоради». Она включала в себя штаб, авиационную школу для подготовки лётного состава и школу технической подготовки персонала. Станция разместилась в ангаре № 3 аэропорта Аккры (ныне международный аэропорт «Котока»). Начальником штаба ВВС стал бригадный генерал ВВС Индии К. Джасвант-Сих (англ. K. Jaswant-Singh). Первыми самолётами, которые использовались на станции были учебные самолёты HAL HT-2. В сентябре 1960 года на должность начальника штаба ВВС Ганы назначен британец Йен Гундри-Вайт (англ. Ian Gundry-White) С 1960 года начался набор курсантов из Ганы. После того как ВВС Великобритании приняли на себя управление ВВС Индии и ВВС Израиля, то руководство этих стран оказали содействие в развитии станции. На должность начальника штаба ВВС и начальника станции «Такоради» был назначен коммодор авиации ВВС Великобритании Джон Н. Х. Уитворт. Подготовкой ганских офицеров занимались инструктора из британских ВВС. Школа технической подготовки персонала действовала под руководством израильских инструкторов.
1 марта 1961 года, после обретения независимости Ганы, станция была переформирована в авиабазу ВВС Ганы «Секунде Такоради». В сентябре 1961 года по указу первого президента Ганы Кваме Нкрумы на должность командира авиации и начальника штаба ВВС был назначен уроженец Великобритании с ганскими корнями Джон Эбенезер Самуэль де Графт-Хейфорд (англ. John E. S. de Graft-Hayford). С этого же года к обучению курсантов подключились инструктора из ВВС Канады. В 1960—1961 годах на авиабазу поступили самолёты производства de Havilland Canada: DHC-1, DHC-2 и DHC-3, а для грузопассажирских перевозок были приобретены самолёты DH.114 Heron 2D. В структуре ВВС Ганы были выделены четыре подразделения: лётное, административное, техническое и обслуживания. В то время ВВС Ганы являлись крупнейшими военно-воздушными силами к югу от Сахары.
В 1962 году по инициативе Кваме Нкрумы, когда-то личный пилот Адольфа Гитлера Ханна Райч, основала национальную школу планерного спорта. С 1962 по 1966 год она также являлась личным пилотом президента. В этот же период были закуплены вертолёты Hughes Helicopters, Westland Scout и реактивные легкие штурмовики/истребители Aermacchi MB-326 итальянского производства. Структура ВВС претерпела изменения: сформированы учебно-тренировочные и транспортные авиационные части, создана эскадрилья учебно-штурмовых самолетов MB-326 и эскадрилья вертолётов. В 1963 году Де Графт-Хейфорд был направлен в Верховную комиссию Ганы в Великобритании в качестве первого военного атташе Ганы. В конце 1965 года база ВВС переехала из ангара № 3 на свое нынешнее место — в лагерь Бирма. В 1967 году отряд ВВС поддержал Конго в борьбе с наёмниками в провинции Катанга.
В 1990-х она прикрывала и поддерживала африканские силы ЭКОМОГ в их операциях в Либерии и Сьерра-Леоне. Внутри страны ВВС доставляли экстренную помощь в чрезвычайных ситуациях, таких как наводнения, обрушившиеся на Гану в 1968 и 1996 годах. Джерри Джон Роулингс, который стал президентом на выборах во время перехода к гражданскому правлению в 1992 году, был капитаном ГАФ во время восстания, стабилизировав национальную ситуацию, которая привела к государственному перевороту в 1981 году и был крайне сбит с толку. Между 1990 и 2000 гг. ВВС также выполняли внутренние рейсы после того, как национальный перевозчик прекратил операционную деятельность. Военно-воздушные силы также проводят медицинскую эвакуацию, инспектируют электросети, проводят воздушную разведку и обеспечивают воздушный транспорт.
Роль
Роль ВВС Ганы, как она определена в Политике национальной обороны Ганы, заключается в обеспечении «авиатранспорта, воздушной поддержке вооруженных сил Ганы в наступательных операциях и в защите территориального воздушного пространства Ганы». Политика национальной обороны также предусматривает следующие задачи, которые может выполнять ВВС Ганы:
- Поддержание боевой способности к наземному нападению и непосредственная поддержка с воздуха во время боевых действий.
- Оказывать транспортную поддержку Вооруженным силам Ганы.
- Обеспечение мониторинга воздушного пространства Ганы, особенно над исключительной экономической зоной.
- Предоставляет возможность контактных и обзорных поездок.
- Предоставляет VIP услуги авиаперевозок.
- Обеспечение транспортной поддержки для мирных жителей в соответствии с указаниями правительства.
- Оказание услуг по медицинской эвакуации и авиационной помощи.
- Военно-воздушные силы Ганы также несут ответственность за координацию и руководство поисково-спасательными операциями в пределах РПИ Аккры.
Организация
Генеральный штаб ВВС Ганы и главный авиатранспортный узел расположены в столице страны Аккра. Количество сотрудников на 2020 год составляет около 2000 человек. В структуре находятся: одна штурмовая эскадрилья, три транспортные эскадрильи и одна учебная, сформированы базы тренировок и поддержки. Места дислокации:
- Аккра:
- генеральный штаб
- главное управление
- транспортная авиабаза
- Тамале:
- штурмовая эскадрилья
- тренировочная база
- Такоради:
- учебная эскадрилья
- Кумаси:
- база поддержки
Состав
Техника и вооружение
Техника, выведенная из эксплуатации
Техника, выведенная из эксплуатацииЗнаки различия
Начальники штаба ВВС Ганы
- 07.1959—08.1960 К. Джасвант-Сих англ. K. Jaswant-Singh
- 09.1960—10.1960 Йен Гундри-Вайт англ. Ian Gundry-White
- 10.1960—03.1961 Джон Н. Х. Уитворт англ. John N. H. Whitworth
- 03.1961—07.1963 / Джон Эбенезер Самуэль де Графт-Хейфорд англ. John E. S. de Graft-Hayford
- 07.1963—03.1968 Майкл Оту англ. Michael Otu
- 03.1968—01.1971 Napoleon Ashley-Larsen
- 01.1971—12.1971 Charles Beausoliel
- 12.1971—01.1972 N. Y. R. Ashley-Larsen
- 12.1972—11.1976 Charles Beausoliel
- 11.1976—06.1979 George Yaw Boakye
- 06.1979—12.1979 F. W. K. Klutse
- 12.1979—05.1980 J. E. Odaate-Barnor
- 05.1980—01.1982 K. K. Pumpuni
- 01.1982—12.1982 E. A. A. Awuviri
- 12.1982—06.1988 J. E. A. Kotei
- 06.1988—06.1992 Harry Dumashie
- 06.1992—02.2001 John Asamoah Bruce
- 02.2001—01.2005 Edward Mantey
- 05.2005—02.2009 Julius Boateng
- 02.2009—01.2016 Michael Samson-Oje
- 01.2016—01.2019 Maxwell Nagai
- 01.2019—н. в. Marshal Frank Hanson