Лавров, Сергей Николаевич (экономист)



Сергей Николаевич Лавров (25 апреля 1949 г., Москва) — доктор экономических наук, профессор, экономист-международник, государственный деятель, действительный государственный советник. Руководил департаментом международного сотрудничества Правительства РФ, возглавлял Институт экономики переходного периода, Бюро экономического анализа. Был одним из инициаторов и участников реформирования статистической службы в современной России.

В настоящее время занимается научно-преподавательской деятельностью в НИУ ВШЭ, РАНХиГС. Организатор и член программного комитета ряда международных конференций и круглых столов по вопросам мировой экономики и бизнеса. Входит в состав диссертационного совета по экономическим наукам при РУДН. Член редколлегий ряда ведущих научных изданий.

Биография

В 1970 г. окончил экономический факультет МГУ.

В 1974 г. защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата экономических наук по теме «Некоторые вопросы применения регрессионных моделей для прогнозирования внешнеторговых потоков».

В период перестройки принимал участие в выработке программы реформ. Предупреждал о катастрофических последствиях жёстких мер шоковой терапии. Вместе с тем отмечал необходимость перехода к рыночной экономике, особенно применительно к вторичному и третичному секторам. В качестве главного и необходимого условия эффективного перехода к рыночной экономике называл сохранение производственно-сбытовых цепочек (в том числе в рамках СНГ), а также упор на активную экспансию на международном рынке технологий, планомерный отказ от топливно-сырьевой специализации.

В 1990 г. защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора экономических наук по теме «Проблемы ценообразования на международном рынке технологии (вопросы методологии)».

В 1993—1997 гг. в качестве исполнительного директора и главного научного сотрудника возглавлял Институт экономических проблем переходного периода, созданный на базе Института экономической политики Академии народного хозяйства и АН СССР. Был заместителем Е. Т. Гайдара.

В середине 1990-х стал одним из инициаторов создания Бюро экономического анализа, которое учреждалось как независимый государственный консалтинговый центр по оценке и оптимизации государственного регулирования и оценки экономической политики.

Непосредственно участвовал и руководил реализацией ряда совместных инвестиционных проектов Правительства РФ и Мирового банка, в том числе «Развитие системы государственной статистики» (STASYS и STASYS-2), «Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета», техническое перевооружение судебной системы Российской Федерации (проект «Судебная реформа»).

1997—2000: Аппарат Правительства РФ, заместитель начальника Департамента международного сотрудничества.

В 1997—1999 гг. возглавлял рабочую группу по внешнеэкономическим связям Комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации при Президенте РФ.

В 2000 г. вошёл в совет при Правительстве Москвы по вопросам развития города.

2000—2012: Фонд «Бюро экономического анализа», заместитель генерального директора — исполнительный директор по работе с проектами международных финансовых организаций, директор-координатор проекта РСГС, директор-координатор проекта «Поддержка судебной реформы», директор-координатор проекта «Техническое перевооружение Росгидромета». В 2002 году был назначен генеральным директором при обоюдном одобрении министра финансов Кудрина и министра экономразвития Грефа.

2008—2018: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), заведующий кафедрой международного бизнеса.

В Институте экономики переходного периода

В качестве де юре первого, а де факто второго лица Института (после Е.Т. Гайдара) отвечал за стратегическое развитие, научную деятельность, управление и подготовку кадров, оперативное управление.В 90-е годы Институт фактически стал кузницей управленческих кадров для государства и крупного бизнеса. Принимал непосредственное участие в профессиональной и академической подготовке ряда коллег, позднее ставших заметными государственными деятелями и управленцами в частном секторе. В период работы Лаврова в качестве исполнительного директора в Институте под его началом в разное время работали или проходили обучение В.А. Мау, А.В. Улюкаев, И.В. Трунин, А.Е. Шадрин, А.Д. Красносельский, Д.Ф. Кузнецов и другие.

В Правительстве РФ

Участвовал в нейтрализации последствий снятия внешнеторговых ограничений при сохранении фиксированных цен на рубеже 80-90х гг. Курировал заключение и реализацию государственных внешнеторговых соглашений и соглашений о сотрудничестве в области энергетики и по сооружению инфраструктурных проектов, в т.ч. в Ливии и Турции. Был включен в первый состав Комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации , созданной в рамках исполнения указа президента Б.Н. Ельцина "О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации". Как руководитель рабочей группы по внешнеэкономическим связям данной комиссии разрабатывал и координировал мероприятия по внедрению наилучших практик, отправке отечественных специалистов в иностранные командировки для перенятия международного опыта, привлечению иностранных экспертов.

В Бюро экономического анализа

При переходе в 2002 г. генерального директора БЭА, Е.Е. Гавриленкова, в компанию "Тройка Диалог" в силу наличия противоречий внутри экономического блока правительства и по причине высокого влияния результатов экспертных заключений и предложений БЭА потребовалось совместное решение А.Л. Кудрина и Г.О. Грефа для назначения С.Н. Лаврова новым генеральным директором.

В рамках проекта Росгидромет способствовал техническому перевооружению отечественной гидрометеорологической службы, в частности оказывал организационную поддержку в создании и введении в строй собственного суперкомпьютера Госгидромета, что позволило повысить качество и долгосрочность прогнозов погоды во всём мире, так как в силу большой территории России информация Росгидромета играет существенную роль для Всемирной службы погоды и используется в глобальном погодном и климатическом прогнозировании. По состоянию на 21 сентября 2020 г. компьютер ФГБУ "ГВЦ Росгидромета" занимал третье место в России по вычислительной мощности.

Непосредственно руководил проектом "Поддержка судебной реформы". В рамках данного проекта руководил созданием единого портала судов Российской Федерации. Статистическое исследование результатов реализации проекта было проведено Левада-Центром. В целом было выявлено положительное восприятие респондентами результатов внедрения: "Абсолютное большинство тех, кто все же обращался за юридической помощью, не просто получили ее, но и были вполне удовлетворены ею (73% из тех, кто обращался), 18% – «скорее не удовлетворены» и еще 7% – «совершенно недовольны правовыми консультациями и по-мощью»".

В качестве руководителя БЭА указал на неэффективность законодательного регулирования на современном этапе развития глобальной экономики. В частности относительно возможности регулирования международных сделок слияний и поглощений в рамках национального законодательства указал на бесперспективность такого подхода без договорённости "на уровне международного сообщества".

Развивал связи с Международным валютным фондом как от лица БЭА, так и в качестве представителя Российской Федерации. В результате сотрудничества МВФ стал активно использовать статистические данные и экспертные оценки БЭА при подготовке аналитики и страновых докладов.

Ежегодно в среднем реализовывалось 30-50 оперативных и до 20 плановых проектов.

Во время работы Лаврова в БЭА в адрес руководства бюро с СМИ неоднократно озвучивались обвинения в конфликте интересов и сопряжённом с этим неэффективном распределении бюджетных средств. В частности расследование "Новой газеты" указывало на преимущественное распределение средств между двумя конкурирующими юридическими лицами - ОАО «Армада» и ЗАО «Ланит». При этом со ссылкой на анонимный источник в БЭА утверждалось, что преимущественно в тендерах благодаря лобби Лавров выигрывает "Армада". Проведённые аудиторские проверки, в том числе со стороны Всемирного банка нарушений не выявили, информация о возбуждении уголовных дел опубликована не была.

Объём финансирования деятельности БЭА со стороны международных финансовых организаций превысил 500 млн. долларов (до 2000 г. величина открытой кредитной линии составляла 22,6 млн. долларов).

В ГУ-ВШЭ/НИУ ВШЭ

Участвовал в создании и возглавил кафедру международного бизнеса. Кафедра выпускала специалистов, а после перехода на двухступенчатую систему подготовки начала реализацию программ для бакалавров и магистров. Стоимость обучения по данному направлению стала одной из самых высоких среди всех российских ВУЗов.

Цитаты

"Я считаю, что на сегодняшний день у мозговых центров нет перспективы в государственном секторе. В негосударственном секторе, в крупных корпорациях возможности у мозговых центров очень хорошие. Эти структуры будут только укрепляться. Их количество будет увеличиваться с каждым годом. Это показывает весь опыт развития рынка."

"Россия – чуть ли не единственная страна в мире, где отсутствует закон о государственной статистике. Между тем это одно из первейших условий функционирования статистической системы в любой стране. В его отсутствие в 2002 году Россия была вынуждена принять специальный закон о переписи населения, а затем выпустить еще 10 нормативных актов, регулирующих взаимоотношения государства и населения по этому вопросу. В противном случае требования переписчиков входили бы в противоречие с действующими законодательными актами».

Руководство диссертационными исследованиями

  • Вермель М. В. Место зарубежных корпораций в модернизации российской экономики
  • Кузькина Е. С. Опыт проникновения российского бизнеса на зарубежные рынки
  • Ершова Н. В. Особенности подхода японского бизнеса к инвестиционным проектам в России
  • Симонов А. Г. Реализация российско-европейских проектов в газовом секторе и их роль в стабилизации экономического развития России
  • Меновщиков Д. С. Позиционирование российских компаний как инструмент интеграции в мировую экономику

Избранные публикации

  • Основы маркетинга промышленных объектов. Лавров С.Н., Злобин С.Ю. Москва: Внешторгиздат, 1990. 216 с.
  • Валютно-финансовые отношения предприятий и организаций с зарубежными партнерами. Лавров С.Н., Фролов Б.А. Москва: Менатеп-информ, 1994. 248 с.
  • Основы внешнеэкономических знаний: словарь-справочник. Лавров С.Н. (В авторском коллективе)
  • Энциклопедия рынка. Инжиниринг, консалтинг, маркетинг и менеджмент в международном бизнесе: мировой опыт - практика в России. 2000. Лавров С.Н. (В авторском коллективе).
  • Lavrov S.N., Nuzhdin L.V., Pisanenko V.P. ESTIMATION OF DEFORMATION PROPERTIES OF WEAK SOILS IN FIELD CONDITION WITH THE HELP OF A WEDGE DILATOMETER (WD-100) // PROCEEDINGS OF THE INTERNATIONAL CONFERENCE ON COASTAL GEOTECHNICAL ENGINEERING IN PRACTICE. Kazakhstan Geotechnica Society. 2002. С. 242-244.
  • Введение, заключение, титульная редакция Лавров С.Н. В кн.: Обзор экономической политики за 2003 год. Москва: Теис, 2005
  • Иванова Н.М., Лавров С.Н. ВОЗДЕЙСТВИЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ РОССИЙСКИХ НЕФТЕГАЗОВЫХ ТНК ВНУТРИ СТРАНЫ НА РАЗВИТИЕ ТЭК РОССИИ // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2016. № 3. С. 19.
  • Алексанян А.А, Лавров С.Н. РОССИЙСКИЕ ТНК В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2017. № 1. С. 31-44.
  • Карпова Н.С., Лавров С.Н., Симонов А.Г. Международные газовые проекты России: европейский альянс и стратегические инициативы. Отв. ред. Лавров С.Н. Москва: ТЕИС, 2014. 280 с.
  • Lavrov S., Ivanova N. The Impact of Anti-russian Sanctions Introduced by the U.S. on the Foreign Investment Activity of russian Oil and Gas TNCs: The lukoil and rosneft Investment Strategy of russian Oil and Gas TNCs During the Sanctions Period INTERNATIONAL ORGANISATIONS RESEARCH JOURNAL. Vol. 14. No 1 (2019)