Торжество православия

06.07.2023


«Торжество православия» (греч. ὁ θρίαμβος τῆς Ὀρθοδοξίας) — праздник в Православных церквях, совершаемый в первую неделю (воскресенье) Великого поста.

Установление праздника связано с событиями Константинопольского собора 843 года, созванного императрицей Феодорой для восстановления иконопочитания в Византийской империи.

История праздника

После церковного собора, осудившего иконоборчество и восстановившего иконопочитание в империи, Феодора устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста, бывшее в 843 году 11 марта).

По словам историка Христианской церкви Антона Карташёва, один из византийских летописцев описал это событие таким образом:

Царица предложила святейшему патриарху Мефодию известить и собрать всех православных митрополитов, архиепископов, игуменов, клириков и мирян, чтобы пришли в Великую Церковь Божию с честными крестами и святыми иконами в первое воскресенье святого Поста.
И когда бесчисленное множество народа собралось, приходит и сам царь Михаил со святой и православной матерью своей Феодорой и со всем синклитом… соединившись со святым Патриархом, вместе двинулись от алтаря со святыми иконами и честным крестом и святым евангелием и пошли с литией до ворот дворца, так называемых Кентавриевых. И после долгой молитвы и сокрушенного многоплачевного и умиленного взывания Κύριε ελέησον возвратились во святой храм для совершения божественной таинственной литургии с великой радостью и торжеством.
И таким образом восстановлены святые и честные иконы для почитания и поклонения в храме Божием. Благочестивые же самодержцы со всечестным и святым патриархом Мефодием и бывшими при нём тогда митрополитами и преподобными подвижниками постановили: ежегодно в первое воскресение святого Поста праздновать торжественно в Великой Божией Церкви сей святой и честной праздник, который и празднуется доныне. Иконы одновременно были поставлены и во всех церквах Константинополя.

В воспоминание об этом событии, значимом для православного мира, и в память императрицы Феодоры ежегодно в первое воскресенье Великого поста Православная церковь торжественно празднует восстановление иконопочитания, именуемое «Торжество православия». В этот день вспоминается соборная победа Церкви не только над иконоборческой ересью, но и над другими ересями. День, в который совершается Торжество Православия, в богослужебных книгах носит название: Неделя первая святаго поста, в нюже Православие воспоминается.

В XIV веке Никифор Каллист Ксанфопул написал Синаксарь в Неделю Православия. В Синаксаре кратко рассказывается об истории иконоборчества, а также помещён рассказ о том, как перед смертью к умирающему Феофилу его супруга Феодора приносит иконы, которые Феофил, плача, целует и умирает. После этого Феодора просит помолиться за её мужа. Патриарх Мефодий собирает отцов, пострадавших от иконоборчества, записывает имена всех царей иконоборцев, включая имя Феофила, в список, который помещает под престол. Патриарх Мефодий служит всенощное бдение, после которого в списке имя Феофила исчезает. Этот синаксарь вошёл в богослужение всенощного бдения Недели Торжества Православия, его положено читать после шестой песни канона утрени.

Установление чина

К XI веку, возможно и раньше, сложился особый чин Торжества православия (Последование в неделю Православия, иначе Синодик), который к XIV веку был дополнен текстами, содержащими православные догматы. В тексте службы провозглашается торжество церкви над всеми существовавшими ересями, утверждаются постановления семи Вселенских соборов. Особое место в службе занимает чин анафематствования лиц, придерживающихся еретических взглядов, и лиц, согрешивших против Церкви.

На Руси чин Торжества православия был введён в XI веке преподобным Феодосием Печерским, который вводил в своей обители ктиторский устав по образцу типикона Алексеевского монастыря (один из уставов так называемой Студийской группы) в Константинополе. Сначала в него добавлены были имена почивших князей, святителей, монахов, а позже в него были добавлены имена русских еретиков. Чин неоднократно изменялся и не был единообразным на Руси, рукописные списки в разных местах отличались друг от друга. Первое печатное издание было изготовлено в Малой России (в составе Речи Посполитой) в 1627 году в составе Триоди Постной при архимандрите Захарии Копыстенском и под наблюдением «архитипографа» Памвы Берынды. В Москве первое печатное издание в Триоди Постной в 1656 году при патриархе Никоне. Всего к XVIII веку в нём было 20 анафемствований и до 4000 имён людей, объявленных еретиками. В 1767 году был напечатан чин Торжества православия, отредактированный архиепископом Санкт-Петербургским Гавриилом (Кременецким), который исключил из него многие имена лиц, кому возглашалась «вечная память», а также имена многих гражданских преступников и расколоучителей, которым провозглашалась анафема. Чин ежегодно совершался в кафедральных соборах на середине храма перед иконами Христа и Богородицы. В 1801 году чин был заметно сокращён, в нём стали только перечисляться ереси без упоминания имён еретиков, а из имён государственных преступников остались только Григорий Отрепьев и Иван Мазепа. В 1869 году из текста чина были убраны имена государственных преступников. К 1917 году чин Православия включал в себя двенадцать общих анафематизмов без указания имён конкретных лиц.

Во времена советской власти в России во время совершения чина Торжества православия не провозглашались анафемы. В 90-е годы XX века провозглашение анафем было допущено на архиерейском богослужении, однако анафемы фактически либо не произносились совсем, либо произносились в урезанном виде. Порядок совершения церковного чинопоследования Торжества Православия (без анафематизмов) находится в Чиновнике архиерейского священнослужения. В настоящее время чин Торжества православия служится с произнесением анафем.

Анафема — это не проклятие, а отлучение от Церкви, это констатация факта отпадения определённых людей от таинственной жизни церковного тела. Вот некоторые из анафематизмов:

  • Атеистам: «Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нём без Промысла Божия и по случаю бывает: анафема»;
  • Антитринитариям: «Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не Единосущный и не Равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца и Сына, и Святого Духа не Единого быти Бога: анафема»;
  • «Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема»;
  • Иконоборцам: «Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема».

Богослужение

В церковном богослужении этого дня к обычным воскресным песнопениям Октоиха добавляются молитвословия Триоди постной, в которых славится Христос и прославляется иконопочитание. Также в этот день может употребляться и Минея, если случится престольный праздник, бденный или полиелейный святой. Богослужения других святых с этого дня должны переноситься на повечерие следующего дня (воскресенья вечера).

Богослужение Недели Торжества православия схоже с богослужениями четырёх предыдущих — подготовительных к Великому посту — недель (воскресных дней), но имеет и собственные отличия:

  • Все песнопения малой вечерне только из Триоди (Октоих не используется, что в воскресный день типично только для Господских праздников).
  • Тропарём праздника является тропарь Нерукотворному образу Спаса:

Это молитвословие священнослужители произносят всякий раз на входных молитвах перед совершением Божественной Литургии.

  • В великой вечерне на «Господи воззвах…» поются: 6 воскресных стихир, 4 стихиры из Триоди глас 6-й, «Слава…», стихира Триоди глас 2-й: «Благодать возсия Истины…», «И ныне…», догматик Октоиха.
  • В начале литии — стихира храма, «Слава…», стихира Триоди глас 2-й: «Радуйтеся пророцы честнии…», «И ныне…», воскресный богородичен того же гласа: «Все упование мое / на Тя возлагаю…».
  • Стиховны — 4 обычные стихиры Октоиха с воскресными запевами, «Слава…», стихира Триоди:
«И ныне…», воскресный богородичен того же гласа: «О чудесе новаго всех древних чудес…».

Далее продолжается всенощное бдение, как обычное воскресное, за исключением:

  • По «Бог Господь…» дважды поётся воскресный тропарь (нет тропаря святому), «Слава…», «Пречистому образу Твоему покланяемся Благий…», «И ныне…», богородичен воскресный по гласу Славы: «Вся паче смысла…».
  • По монастырскому Уставу должны петься непорочны, но в приходской практике — обычный полиелей.
  • Так же, как в Неделю о мытаре и фарисее, после чтения Евангелия — «Воскресение Христово видевше…», псалом 50: «Помилуй мя Боже…», и особые покаянные песни глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…».
  • Канон праздника написан Феофаном Начертанным, который сам пострадал от иконоборцев вместе со своим братом Феодором. Краегранесие канона: «Днесь благочестия Богосветлая прииде заря» (др.-греч. Σημερον εὐσεβίης θεοφεγγέος ἤλυθεν αἴγλη). В отдельных тропарях канона прославляются императоры Михаил и Феодора как восстановители иконопочитания.
  • В каждой песни канона: 4 воскресных тропаря, 2 — крестовоскресных, 2 — богородичных Октоиха, 6 — из Триоди глас 4-й с запевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» и катавасия Триоди «Моря чермнyю пучину невлáжными стопáми…».
  • По третьей песни седальны Триоди глас 4-й.
  • По шестой — кондак:
и икос Триоди «Сие смотрения таинство, / древле пророцы Боговидно вдохновени бывше…» (воскресные заменяются).
  • По девятой — ексапостиларий евангельский, «Слава…», светилен Триоди глас 1-й: «Взыграйте, восплещите, с веселием воспойте…», «И ныне…», богородичен Триоди: «Оружия ныне оскудеша враждебныя ереси…».
  • На хвалитех — 5 стихир Октоиха, 4 стихиры Триоди — запевы к стихирам воскресные и два дополнительных из того же 9-го псалма, «Слава…», повторяется последняя стихира Триоди глас 6-й: «Моисей во время воздержания / закон прият, и люди привлече…», «И ныне…», «Преблагословенна еси…».
  • По великом славословии — тропарь воскресный (конечный).
  • По отпусте — евангельская стихира.
  • На всех часах — тропарь воскресный, «Слава…», «Пречистому образу Твоему покланяемся Благий…»; кондак Триоди: «Неописанное Слово Отчее, из Тебе Богородице описася воплощаемь…»

На Литургии Василия Великого

В Великом посту по воскресным дням пять раз подряд, начиная с этого дня, совершается литургия Василия Великого.

  • «Блаженны»: 6 из Октоиха и 4 тропаря шестой песни канона Триоди.
  • По входе: тропарь воскресный, «Пречистому образу Твоему покланяемся Благий…», «Слава… и ныне…», «Неописанное Слово Отчее, из Тебе Богородице описася воплощаемь…».
  • Прокимен, глас 4-й «Песнь отцев: Благословен еси Господи Боже отец наших, / и хвально и прославлено имя Твое во веки». Стих: «Яко праведен еси о всех, яже сотворил еси нам» — Дан. 3:26; 27.
  • Апостол к Евреем, зачало 329-е (от полу): «Братие, верою Моисей, велик быв…».
  • Аллилуиарий глас 8-й: «Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его». Стих: «Призываху Господа, и Той послушаше их» — Пс. 98:6.
  • Евангелие от Иоанна зачало 5-е: «Во время оно, восхоте Иисус изыти в Галилею, и обрете Филиппа…»
  • Вместо «Достойно есть…» поётся «О Тебе радуется…».
  • Причастны: Хвалите Господа с небес, / хвалите Его в вышних (Пс. 148:1), и другой: Радуйтеся праведнии о Господе, / правым подобает похвала (Пс. 32:1).
  • На трапезе (на Чине возношения панагии) монахам разрешается вкушение варёной пищи с растительным (оливковым) маслом, допускается уставное вино во славу Божию, по две чаши.

Последование Торжества Православия

По Литургии всё духовенство из алтаря исходит на середину храма. Иконы Спасителя и Богоматери полагают на двух аналоях посреди церкви.

  • Диакон: «Благослови, владыко.»
  • Иерей: «Благословен Бог наш…»
  • Певцы: «Аминь», «Царю Небесный…»
  • Чтец: Трисвятое, по «Отче наш…».
  • Священник — возглас: «Яко Твое есть Царство…».
  • Чтец: «Аминь». «Господи, помилуй» 12 раз, «Слава… и ныне…», «Приидите, поклонимся…» (трижды). Псалом 74-й: «Исповемыся Тебе, Боже, исповемыся Тебе…», «Слава… и ныне…», «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» — трижды.
  • Диакон произносит великую ектению с добавлением прошений:

О еже милостивым оком призрети на Святую Свою Церковь, и соблюсти ю невредиму и непреобориму от ересей и суеверий, и миром Своим оградити, Господу помолимся.

О еже утишити раздирания Ея и силою Святаго Духа обратити всех отступльших к познанию Истины и сопричести ко избранному Своему стаду, Господу помолимся.

О еже просветити мысли неверием помраченных светом Своего богоразумия, верных же Своих укрепити и непоколебимых в правоверии соблюсти, Господу помолимся.

  • Тропарь, глас 4-й: «Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи…», «Слава…», глас 3-й: «Твоих благодеяний и даров туне…», «И ныне…», глас 4-й: «Якоже вышния тверди благолепие…».
  • Прокимен, глас 4-й: Насаждени в дому Господни,/ во дворех Бога нашего процветут. Стих: Веселитеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала.
  • Апостол к Римлянам зачало 121-е: «Братие, молю вы, блюдитеся от творящих распри и раздоры…» — Рим. 16:17-20.
  • Евангелие от Матфея зачало 75-е: «Рече Господь: блюдите, да не презрите единаго [от] малых сих…» — Мф. 18:10-18.
  • На сугубой ектении, прибавляются прошения:

Не хотяй смерти грешных, но ожидаяй обращения и покаяния, соедини всех во Святей Твоей Церкви, молим Ти ся, Милосердый Господи, услыши и помилуй.

Устроивый мир сей в славу Твою, сотвори, яко да истинною верою и благочестием Тебе, Бога нашего, прославят, молим Ти ся, Всесильный Творче, услыши и помилуй.

Давый заповедь Твою нам, еже любити Тебе, Бога нашего, и ближняго своего, сотвори, да ненависти, вражды, обиды и прочая беззакония прекратятся, истинная же любовь да царствует в сердцах наших, молим Ти ся, Спасителю наш, услыши и милостивно помилуй.

  • Иерей — возглас: «Услыши ны, Боже, Спасителю наш…»
  • Молитва предстоятеля: «Всевышний Боже, Владыко и Содетелю всея твари…»
  • Диакон, став на возвышенном месте (обычно на солее перед иконой Спасителя), возглашает народу:

Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса Един.

  • Потом высшим гласом: «Кто Бог велий, яко Бог наш…»
  • И ещё высочайшим гласом: «Кто Бог велий, яко Бог наш…»
  • И продолжает диакон: «Православия день празднующе, православнии людие…», Никео-Цареградский Символ веры,

Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди.

Еще же Соборы святых отец и их предания и писания, Божественному Откровению согласная, приемлем и утверждаем.

Всем же о Православии подвизавшимся словесы, писании, учении, страдании и богоугодным житием, яко защитником и пособником онаго, Христова Церковь, нынешнее воспоминание творящи, восклицает:

Святейшим православным Патриархом Константинопольским, Александрийским, Антиохийским, Иерусалимским и Всероссийским и прочим Преосвященным митрополитом, архиепископом и епископом православным, вечная память.

Певцы здесь и далее трижды поют: «Вечная память!»

Святым равноапостольным царю Константину и матери его Елене, вечная память.

Благоверному равноапостольному великому князю Владимиру и благоверней равноапостольней великой княгине Ольге, вечная память.

Пострадавшим и убиенным в различных походех за православную веру и Отечество, вождем и воином, и всем православным христианом, в истинней вере и благочестии и в надежди воскресения скончавшимся, вечная память.

Православная Христова Церковь, торжественно воспоминающи подвизавшихся во благочестии и сие всем своим христоименитым чадом к подражанию представляющи, восхваляет подвиги и сих, иже ныне, спасительною верою и добродетелию приуготовляюще себе к вечному блаженству, утверждают Православие.

Великому господину и отцу нашему Кириллу, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси, многая лета.

Певцы здесь и далее трижды поют: «Многая лета!»

Святейшим православным патриархам Антиохийскому, Иерусалимскому и прочим Святейшим православным Предстоятелем, многая лета.

Господину нашему Преосвященнейшему (имярек), митрополиту (или: архиепископу, или: епископу, егоже есть епархия), многая лета.

Преосвященным митрополитом, архиепископом и епископом и всему освященному собору, многая лета.

Богохранимей стране нашей, властем и воинству ея, многая лета.

Всем православным христианом, право содержащим спасительную веру и повинующимся Христовей Церкви, подаждь, Господи, мир, благоденствие, изобилие плодов земных и многая лета.

  • Священник:

Святая Троице, сих прослави и утверди даже до конца в правоверии, отвращающих же ся святыя и спасительныя православныя веры и Христовы Церкве обрати и сотвори, да вси приидут в познание вечныя Твоея Истины, молитвами Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех святых.

Слава Тебе, Богу, Благодателю нашему, во веки веков.

  • Певцы: «Аминь.», «Тебе, Бога, хвалим…»

Богослужебные особенности в последующие дни поста

Начиная с Недели Торжества Православия в Русской православной церкви может:

  • совершаться Чин Пассии,
  • на повечериях заранее прочитываться службы малым святым, чья память в этот год выпадает на дни от Лазаревой субботы до Недели Антипасхи,
  • на часах заранее прочитываться всё Евангелие,
  • по определённым дням совершаться коллективные соборования.